Американское управление безопасности дорожного движения выступило с заявлением: по итогам 2009 года смертность на дорогах США оказалась рекордно низкой. На первый взгляд — обычное стремление поделиться хорошими новостями, но что читается между строк?
В распространенном NHTSA (National Highway Traffic Safety Administration) пресс-релизе приводятся следующие цифры: в прошлом году в дорожно-транспортных происшествиях погибли 33 963 американца против 37 261 человека годом ранее. Более того, ни один год начиная с 1954-го не был для США в этом плане столь благополучным (если здесь применимо данное слово), даже несмотря на то что автомобилей на дорогах полвека назад было несоизмеримо меньше. Существенное, на 8,9%, снижение количества жертв за один год объясняется множеством факторов, главные из которых определенное снижение водительской активности в период кризиса, жесткий контроль за соблюдением правил (в частности, отлов нетрезвых водителей) и повышение уровня безопасности самих автомобилей. В последнем пункте явно содержится намек на роль NHTSA, ведь именно эта структура является инициатором большинства всех отзывов автомобилей для устранения неисправностей.
Практика
Отзывы практикуются с 1978 года -- именно тогда в Америке был принят закон, обязавший производителей и их дилерские центры бесплатно ликвидировать свой брак, обнаруженный после того, как автомобиль был продан. С тех пор не было, наверное, ни одной марки, которая не фигурировала бы в статистике отзывов, ведь это вполне естественная процедура, свидетельствующая не столько о качестве автомобилей, сколько о цивилизованном отношении к потребителям. Порой это и вовсе выглядит как пиар-акции: так, в 2008 году Bentley объявил об отзыве четырех экземпляров моделей Continental GT и Continental Flying Spur для мелкого ремонта подушек безопасности.
Но время от времени отзыв превращается в настоящий скандал: так было, например, в 1997 году, когда перевернувшийся на тесте Mercedes-Benz A-класса здорово подорвал авторитет уважаемой немецкой марки и потребовал срочного внесения изменений в конструкцию. А в 2001-м два крупных отзыва пережил Ford: первый, в котором участвовало до сих пор рекордное количество автомобилей, 22 млн, прошел практически незаметно, поскольку дело касалось лишь возможных поломок системы зажигания, а вот второй, гораздо меньший по масштабу, как говорится, вышел боком. Тогда бракованные шины Firestone, устанавливавшиеся на внедорожники Explorer, послужили причиной нескольких аварий с тяжелыми последствиями и последовавшие разбирательства повлекли за собой кадровые перестановки в руководстве «Форда» и разрыв отношений с японскими шинниками.
Лобби
И вот свежайший скандал, широко известный как «педальный», -- отзыв «тойот» и «лексусов» с последующими извинениями Акио Тойоды. Об этом сказано уже много -- попытаемся понять истинную подоплеку непомерно раздутого дела. По странному стечению обстоятельств, жалобы на неправильную работу педального узла японских машин появились сразу после того, как Toyota обошла по объему производства и продаж фактически национализированный концерн General Motors. Последний, к слову, был чемпионом и по отзывам: за 2008 год они коснулись 1,8 млн автомобилей GM против 1,6 млн у «Форда» и 830 тыс. у «Тойоты». Теперь ситуация иная: отозваны миллионы автомобилей, нанесен ущерб имиджу производителя высокотехнологичных машин (таких как «гибрид» Toyota Prius, тоже попавший под удар) и американские продажи в январе упали вдвое. А теперь риторический вопрос: чьи интересы лоббирует NHTSA, если владелец у них с GM один -- государство?
Конечно, нет дыма без огня, и дефект действительно имел место быть (кстати, некачественными оказались как раз узлы, выпущенные американским поставщиком «Тойоты» компанией CTS). Но реальный вред от неисправностей несопоставим с шумом, поднятым вокруг данной проблемы, равно как и сама суть отзыва. Ведь наибольшее количество попавших под эту программу автомобилей, 5,3 млн из почти 10 млн, подлежит труднейшей ремонтной операции под названием «замена водительского коврика»... Короче говоря, неспроста отчет о снижении смертности в ДТП появился именно сейчас: видимо, настало время напомнить обществу, что NHTSA не просто выполняет политический заказ, а реально радеет за безопасность. А это такая цель, для достижения которой все средства хороши, в том числе и такие, как применяются в «педальной» войне с «Тойотой».