Бесплатный музыкальный сервис We7 объявил о выходе на самоокупаемость, а Nokia продвигает свое предложение Comes with music в Индию и Китай. Бизнес-модели, в которых пользователь не платит за контент ничего или почти ничего, доказывают свою жизнеспособность, но правообладатели продолжают призывать к карательным мерам.
В конце апреля исполнительный директор британского сервиса потокового музыкального вещания We7 Стив Пердэм в интервью сетевому изданию Inquirer рассказал, что проект вышел на самоокупаемость. Доходов от рекламы, демонстрирующейся пользователям сервиса, хватило не только на авторские отчисления, но и на отчисления музыкальным издательствам.
«Потоковый» бизнес
По словам Пердэма, потребовалось три года, чтобы построить такую систему, при которой доходов от рекламы хватало бы на каждое бесплатное прослушивание отдельно взятого трека. В We7 каждый трек имеет справедливую и четко оговоренную стоимость. В этом основное отличие We7 от других потоковых сервисов, таких как Imeem, Spiralfrog, Ilike, Lala, Ruckus и Spotify. Они погнались за масштабом, надеясь покрыть все расходы на контент за счет привлечения огромной аудитории, считает Пердэм. Но денег инвесторов не хватило, и большинство из них прекратили существование.
Шведский Spotify был первым потоковым музыкальным сервисом в мире, который стал приносить правообладателям деньги. В августе прошлого года стало известно, что компания Universal заработала на передаче своего контента в интернет-эфир через Spotify больше, чем на продаже файлов через местное отделение Itunes. Тем не менее выход Spotify на американский рынок постоянно откладывается, поскольку владельцы сервиса, по мнению Пердэма, боятся, что не наберется достаточного количества пользователей, купивших подписку.
Глава We7 считает, что слабость Spotify -- в специальном приложении, которое пользователь должен скачать на компьютер, чтобы иметь возможность слушать музыку -- неважно, бесплатно или за деньги. Для прослушивания музыки в We7 нужен только браузер, и это существенно расширяет аудиторию проекта, а вместе с ней и аудиторию рекламных сообщений.
Стив Пердэм считает, что в бизнес-модели распространения лицензионного контента на основе рекламы нет проигравших. Пользователи получают доступ к контенту, правообладатели -- деньги, рекламодатели -- аудиторию. Самый важный момент тут -- грамотная организация сервиса. Пердэм отметил, что рекламная система была интегрирована в We7 с первого дня существования проекта, а не наращивалась постепенно в форме надстроек. В результате 1 млн прослушиваний трека на We7 приносит правообладателям от £2000 до £4000. В то время как Spotify на том же количестве прослушиваний в состоянии заработать для правообладателей лишь около £108 (именно столько, по словам Пердэма, в прошлом году получила певица Lady GaGa за 1 млн прослушиваний ее песни «Poker Face» на Spotify).
В России большинство потоковых музыкальных сервисов работает по принципу «контент загружает пользователь, он же несет за него ответственность». Зарабатывают владельцы сервисов на рекламе, но дыры в законодательстве позволяют им не делать отчислений правообладателям. В случае если последние предъявляют права на размещенное на потоковом сервисе произведение, администрация просто удаляет контент.
Честно зарабатывать по модели «бесплатная музыка в обмен на рекламу» пытается «Яндекс» со своим специальным поисковым сервисом, но этот проект еще не начал приносить деньги.
Тем не менее, по словам генерального директора интернет-магазина Fidel.ru Бориса Голикова, потоковая модель может иметь успех и в России.
Самая распространенная легальная форма существования потокового музыкального вещания в рунете -- это онлайн-плееры, работающие на площадках, продающих контент. В интернет-магазине Fidel.ru работает как раз такой. Пока плеер работает в тестовом режиме и бесплатен для пользователей.
«В дальнейшем мы надеемся, что пользователи привыкнут платить небольшие деньги за такой сервис, как наш онлайн-плеер, но пока мы в качестве теста отдаем его бесплатно, -- рассказал Infox.ru Борис Голиков. -- Мы все-таки интернет-магазин и рассчитываем, что сервис будет жить за счет подписки, за счет денег от пользователей, но не за счет рекламы в виде баннеров или подключения сервисов контекстной рекламы».
Подписка за небольшую ежемесячную плату вполне может прижиться в российских легальных потоковых сервисах наряду с рекламной моделью.
Музыка с телефоном
Модель, по которой работает сервис компании Nokia «Вместе с музыкой», также позволяет выиграть всем: и пользователям, получающим условно-бесплатный контент целый год, и правообладателям, получающим причитающиеся отчисления в виде части выручки от продажи аппаратов. Косвенно о том, что данная модель работает хорошо, свидетельствует тот факт, что финская компания недавно объявила о планах открыть аналогичные сервисы в Китае и Индии, где уровень защищенности легального контента столь же низкий, а то и ниже, чем в России, где «Вместе с музыкой» работает уже около года.
Еще одно косвенное свидетельство тому, что модель Nokia сработала в России, -- это аналогичная совместная акция магазина Fidel и российской компании Rovercomputers, которая вместе с линейкой своих коммуникаторов предлагает годовую подписку на треки, продающиеся в интернет-магазине.
По словам генерального директора компании Rovercomputers Сергея Смирнова, пока рано говорить об увеличении продаж, так как срок эксплуатации сервиса еще мал.
«Но позитивное и лояльное отношение владельцев наших коммуникаторов уже четко прослеживается, -- рассказал Infox.ru эксперт. -- Большое количество пользователей присылает письма с благодарностями, пишут свои пожелания, в общем, качественная обратная связь наладилась. Да и статистика скачиваний треков говорит о большом интересе к сервису».
«Безусловно, «Музыка без границ» очень интересна пользователям, -- отметил Борис Голиков. -- Нам приходит достаточно много писем на этот счет. Конечно, люди довольны. Если в телефоне есть возможность проигрывания mp3-файлов, то этим нужно пользоваться. Мы доставляем файлы в более качественном виде: и в плане звука, и в плане оформления -- с пиратскими аналогами не сравнить. И это хороший стимул для покупки определенной модели телефона, если вместе с ним поставляется подобный сервис».
Сергей Смирнов считает, что главное условие, при котором бизнес-модели, которые дают пользователю бесплатный (в обмен на рекламу) или условно-бесплатный доступ к контенту, могут иметь будущее, -- это интерес.
«Главное условие -- это реальный интерес и спрос на услугу у потребителей, если это условие выполняется, то на сервисе могут заработать как владельцы контента, так и производители устройств, -- пояснил эксперт. -- А договориться о схеме, которая будет прибыльна обеим сторонам, всегда можно».
Однако «договориться» -- это все еще не самый популярный способ, к которому обращаются правообладатели в решении «контентной» проблемы. Так, например, в понедельник американская Гильдия авторов песен обратилась к федеральному правительству с просьбой начать преследование пользователей сети, занимающихся файлообменом в гражданском или даже уголовном порядке. Американские авторы песен считают файлообмен более серьезным злом, чем даже ограбление банка, и хотят объявить настоящую войну любителям обменяться музыкальными композициями.