Российский рынок программного обеспечения для GPS-навигаторов в ближайшее время могут настигнуть серьезные перемены. По мнению специалистов, они уже начались с выходом нового игрока и потерей позиций некоторыми старыми участниками.
Недавно стало известно о запуске в коммерческую эксплуатацию нового навигационного сервиса «Прогород». Беспрецедентный для России по объему инвестиций (около $7 млн) проект при определенных условиях способен потеснить традиционных для данного рынка участников.
«Если говорить про рынок навигационных цифровых карт, то ситуация на нем стала спокойной около года назад», -- считает независимый эксперт-аналитик рынка спутниковой навигации Михаил Фадеев.
По словам эксперта, при формальном сохранении конкуренции в реальности каждый участник занял свой сегмент клиентов и партнеров, свою модель работы с производителями устройств.
«Navteq работал в основном с крупными вендорами смартфонов-коммуникаторов в рамках глобальных контрактов, а также с некоторыми операторами, -- сообщил Михаил Фадеев. -- Решения на базе TeleAtlas в основном устанавливались в устройства крупных известных международных брендов. CityGuide локально доминировал на рынке северо-запада (прежде всего Санкт-Петербурга), а также «закрывал» сегмент платформы Symbian. «Навиком» как дистрибутор Garmin делал свою картографию для крупнейшего игрока рынка автомобильных и туристических навигаторов. Компаниям «Навител Навигатор» и «Автоспутник» оставались местные вендоры, локальные бренды и продажи в комплекте с Windows Mobile. Рынок развивался в модели слабой конкурентной активности его участников».
Ситуация на рынке
По данным аналитической группы SmartMarketing, ситуация на рынке персональных автонавигаторов сейчас выглядит (в приблизительных величинах) следующим образом:
«Навител Навигатор» -- 35% (20% в 2008 году);
ПО на базе карт TeleAtlas -- 35% (45% в 2008 году);
ПО на базе карт «Навиком» (Garmin) -- 25% (30% в 2008 году).
В сегменте коммуникаторов и смартфонов дела обстоят так (в приблизительных величинах):
«Навител Навигатор» -- 15% (45% в 2008 году);
ПО на базе карт Navteq -- 25% (20% в 2008 году).
Остальные устройства -- без предустановленного навигационного ПО.
«Рост доли «Навител Навигатор» и падение доли TeleAtlas обусловлено падением продаж ряда крупных зарубежных брендов и ростом продаж локальных вендоров, более гибко приспосабливающихся к новым условиям стагнирующего рынка, -- прокомментировала для Infox.ru ситуацию на рынке автонавигаторов аналитик SmartMarketing Светлана Завьялова. -- Падение «Навител Навигатор» в сегменте WID (коммуникаторы и смартфоны. -- Infox.ru) объясняется резким падением продаж у ведущих производителей Windows Mobile устройств -- прежде всего, HTC, ASUS и Acer».
Впрочем, при использовании иного подхода к сбору статистики – по количеству реально используемых копий ПО и активности пользовательской аудитории – ситуация по версии SmartMarketing (в приблизительных величинах) выглядит иначе.
«Навител Навигатор» -- 35%;
решения на базе карт TeleAtlas -- 30%;
решения на базе «СитиГИД» -- 10%;
решения на базе Navteq -- 10%;
решения на базе карт «Навиком» -- 15%.
«С нашей точки зрения, -- сообщила Светлана Завьялова, -- появление нового игрока с «отечественными корнями» может довольно значительно повлиять на рынок только при условиях представления качественного и конкурентоспособного на рынке продукта, то есть, прежде всего, это касается актуальности данных карт, широты покрытия и удобства интерфейса навигационной программы».
Светлана Завьялова также отметила необходимость наличия в программе поддержки сервиса, учитывающего реальную дорожную обстановку.
«Появление игрока, удовлетворяющего вышеперечисленным требованиям, может уже в ближнесрочной перспективе отразиться на долях рынка «Навител Навигатор», «СитиГИД» и части решений на базе карт TeleAtlas -- прежде всего, от локальных вендоров», -- считает эксперт.
Взлетит или не взлетит?
«Если говорить про карты, то у «Прогорода» они есть -- своей собственной разработки, -- отметил в беседе с Infox.ru Виктор Лопатин, вице-президент компании -- интегратора рынка спутниковой связи «Вобис Компьютер». -- Для проекта это, безусловно, хорошо, так как нет прямой зависимости от сторонних поставщиков, а навигационные карты -- ключевой контент, определяющий практически полностью успешность всего проекта».
«Если «Прогород» сделает все правильно, то у них, конечно, есть шансы занять свою долю рынка, -- рассуждает Андрей Сабайдаш, генеральный директор ООО «МИТ» (торговая марка «СитиГИД»). -- Но тогда им нужно оперативно вводить в эксплуатацию навигационные сервисы, которые и являются ближайшим будущим развития навигации. Насколько мне известно, пока пакет «Прогород» их не поддерживает».
«Другая проблема – добавляет Виктор Лопатин, -- покрытие карт в регионах пока также оставляет желать лучшего. «Прогород» предлагает детализированные карты для крупных городов и территорий вокруг них, но таких городов пока всего 17. По всей остальной России – ситуация существенно хуже, хотя с другой стороны, «Прогород» в первую очередь стремится покрыть территории мегаполисов, где сосредоточено 80% потенциальных покупателей».
Проблемы с детализированными картами регионов могут быть устранены со временем. Труднее ситуация с распространением дистрибутива, считает независимый эксперт Михаил Фадеев.
«Значительные инвестиции в проект потребуют отдачи, но отдача может быть только от продажи ОЕМ-лицензий, то есть от продажи предустановок программы на автонавигаторы и коммуникаторы», -- сообщил специалист.
По словам Михаила Фадеева, розничный рынок навигационных программ пока ничтожен по сравнению с рынком ОЕМ-предустановок, но на рынке предустановок все уже «поделено». «Вложенные инвестиции требуют возврата, -- рассказал эксперт. -- Логично, что единственный шаг -- быстро и агрессивно «расчищать» поле от конкурентов».
«В общем и целом появление на рынке еще одного игрока может несколько «освежить» конкурентное поле, заставив других игроков рынков навигационной картографии и навигационного ПО более интенсивно «шевелиться», предлагая пользователям новый функционал, выделяющий их решения. Причем шевеление будет тем более сильным, чем успешнее и динамичнее будет развиваться новый проект», -- подытожил Виктор Лопатин.