Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:08
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Археологи раскопали древнейшую аравийскую религию

Опубликовано
Текст:

Три года понадобилось археологам, чтобы понять: перед ними не старая скотобойня, а древнейшее морское святилище Аравийского полуострова. Более того, подобные святилища до сих пор строят на берегах Австралии.

Французская археологическая миссия в Объединенных Арабских Эмиратах, в состав которой вошли специалисты из Национального центра научных исследований, Национального института превентивной археологии и Музея истории эмирата в Умм-аль-Кайвайне, нашла древнейшее святилище Аравии (3500-3200 годы до н. э.). Этот ритуальный центр к тому же был посвящен весьма интересному морскому животному -- дюгоню (лат. Dugong dugon).

Ученые почти ничего не знают о доисламских верованиях

Археологи уже давно изучают Аравийский полуостров. Однако за все это время скопилось не так уж много данных о верованиях и ритуалах, существовавших до распространения на этой территории ислама. На территории Оманского полуострова (султанат Оман и Объединенные Арабские Эмираты) ученым ни разу не встречалось святилище, которое можно было бы датировать периодом бронзового века (3100-1500 годы до н. э.). Первые сведения о древних культах относились лишь к более позднему времени -- железному веку (I тыс. до н. э.). Теперь же у исследователей появился новый уникальный материал, не имеющий аналогов.

Святилище Акаб, датированное примерно 3500 годом до н. э., находится на территории Объединенных Арабских Эмиратов на острове в Ормузском проливе. Исследование этого святилища дало историкам первые сведения о древних ритуалах прибрежных жителей.

Община рыбаков на острове Акаб

Мангрыдеревья или кустарники, которые растут в прибрежных (литоральных) зонах у соленой воды в тропиках и субтропиках. Термин «мангры» употребляется как для обозначения любых деревьев и кустов, адаптировавшихся к соленой воде, так и для определения растений из семейства ризофоровых.
Сегодня остров Акаб -- пустынное место. Он располагается в 50 км к северу от Дубая в большой лагуне Умм-аль-Кайвайн. В V тыс. до н. э., примерно 6500 лет назад, на Акабе появилась стоянка рыбаков -- археологи нашли их круглые жилища. Рыболовство представляло собой основную деятельность местных жителей. Они пользовались сетями или удочками с крючком, сделанным из перламутровых створок жемчужницы. К тому времени, о котором идет речь, все ресурсы лагуны и близлежащих мангровых лесов уже активно использовались местными жителями. Начиная с V тыс. до н. э. они начали ловить тунца, для чего уже стали выходить в море на небольших судах или лодках.

Скотобойня или ритуальное сооружение?

Морская, или стеллерова корова(лат. Hydrodamalis gigas) -- вымершее животное из отряда сирен. Длина морской коровы могла достигать 8 м, а вес -- 8-10 т (в разных исследованиях этот показатель варьируется, ученые называют вес от 4 до 24,3 т).
В начале 1990-х годов началось первое исследование острова Акаб. Тогда археологи решили, что обнаружили своеобразную скотобойню -- кучу останков, как им показалось, забитых морских коров. Однако за последние три года французская команда специалистов по первобытной истории совместно с археозоологами провела новые раскопки. Они обнаружили, что «скотобойня» совсем не беспорядочное нагромождение костей, а некая упорядоченная структура, которая к тому же сооружалась поэтапно.

Кроме того, ученые установили, что кости принадлежали не морской корове, а родственному ей животному -- дюгоню. Сегодня эти травоядные млекопитающие живут в прибрежной полосе Индийского океана и в западной части Тихого океана. Взрослые особи дюгоней достигают в длину 4 м, а их вес может составлять 400 кг. Сейчас вид занесен в Международную Красную книгу, однако ранее его активно добывали -- ценились и мясо, и жир, и кожа.

Радиоуглеродный анализ костей с острова Акаб позволил отнести эти останки ко второй половине IV тыс. до н. э. (3568-3116 годы до н. э.). Сооружение из костей дюгоней имеет довольно сложную структуру: это яйцеобразная платформа площадью 10 кв. ми высотой около 40 см. Она построена из костей не менее чем 40 дюгоней. На верху сооружения заметны два ряда черепов, обращенных на восток. Третий ряд черепов, ориентированных также на восток, окаймляет святилище с севера. Каждый череп оказался тщательно закреплен: каждая межчелюстная кость была глубоко вбита в нижний слой и закреплена двойным, а то и тройным рядом клиньев. Ребра животных лежали в восточной части сооружения прямо перед первым рядом черепов.

Нижний уровень платформы практически полностью пропитан охровым раствором, который окрасил в красный цвет кости и естественные отложения. Здесь ровно уложены челюсти дюгоней, которые в некоторых местах лежат одна на другой.

В этой куче костей ученые обнаружили останки молодых особей дюгоней. Интересно, что ни одно животное не было положено сюда целиком, что свидетельствует о намеренной выборке определенных костей.

В святилище клали украшения и орудия труда

Об искусственном происхождении найденной платформы свидетельствуют предметы материальной культуры, положенные людьми внутрь этого святилища. Концентрация предметов на площади 10 кв. м оказалась очень плотной: археологи обнаружили 1862 объекта, среди которых фрагменты украшений и орудия труда. Экспедиция нашла множество жемчужин. Часто исследователям попадались полые жемчужины с двумя отверстиями -- редкая находка в районе пролива. Среди орудий выделяются перламутровые крючки, костяные шилья, ножи из раковин, обломки кремниевых орудий, проторубила. В святилище также лежали кости газели, а также барана или козы.

Раскопки на острове Акаб позволили ученым прийти к выводу, что в древности местные жители тщательно отобрали и обработали кости дюгоней, а затем построили из них довольно внушительное по своим размерам святилище. В состав этого святилища входили не только кости млекопитающих морских животных, но и многочисленные предметы материальной культуры (украшения и орудия), а также кости других диких или одомашненных млекопитающих животных. Все это свидетельствует о том, что планировка и использование святилища Акаба согласовывались в IV тыс. с определенными правилами. Этот комплекс, по-видимому, ассоциировался с ритуальным гигантским морским млекопитающим.

Удивителен тот факт, что черепа Акаба ориентированы на восток, так же как и черепа погребенных людей в некоторых неолитических захоронениях на территории Объединенных Арабских Эмиратов. У святилища есть общие черты и с некрополем Ра`с аль-Хамра на территории Омана. Некрополь датируется примерно тем же временем, что и святилище Акаба, и в нем находились останки зеленых черепах (лат. Chelonia mydas). Черепа животных лежали либо около лица покойного, либо на его могиле, а их панцири -- на теле человека.

Похожие святилища до сих пор строятся в Австралии

Святилище Акаба -- это уникальный памятник не только для Ближнего и Среднего Востока. По словам ученых, аналогов ему нет нигде в мире. Единственные сооружения, которые можно было бы сравнить с этим святилищем, находятся на австралийском побережье, у Торресова пролива. Однако эти ритуальные центры (так называемые коды) датируются гораздо более поздним периодом -- XIV-XX веками. Как и на Акабе, там находятся сооружения из останков дюгоней, в которые кладутся различные объекты -- украшения, орудия и другие важные для местного населения предметы, а также кости морских и земных животных. В тех краях дюгонь до сих пор остается объектом ритуалов, связанных либо с подготовкой к его поимке, перевозкой добычи на берег, его разделкой и потреблением, либо с дюгонем как тотемным животным (многие общины рыбаков до сих пор почитают различные морские тотемы -- ими могут быть акулы, морские черепахи или дюгони).

Несмотря на огромный временной промежуток, который разделяет святилища в Австралии и на Акабе, ученые считают весьма высокой вероятность, что в эти культах рыбаков есть определенное сходство. Именно поэтому археологи сделали вывод, что сооружение на Акабе имело особый статус святилища.

Загадки святилища

Было ли святилище создано исключительно для ритуалов, связанных с дюгонями, чья поимка всегда сопровождалась определенным риском, или же рыбаки построили святилище для всех ритуалов, посвященных морским промыслам, пока непонятно. Также пока непонятно, принадлежали ли древние рыбаки Акабы к обществу, почитающему тотемы. Единственное, что могут точно утверждать ученые, так это удивительный факт схожести ритуалов прибрежных жителей и населения материка, жившего в нескольких сотнях километрах от них. Речь идет о святилище Акабы и некрополе Ра`с аль-Хамра: похожи не только культы, но и предметы материальной культуры двух так далеко расположенных друг от друга народов. Возможно, новые находки прольют свет на эти загадки прошлого.

Результаты исследования древнейшего аравийского святилища будут скоро опубликованы в журнале Antiquity.

Либерализм с интимным подтекстом
Реклама