Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

23:44
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Покрас Лампас: русский Бэнкси

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Покрас Лампас: рекордная каллиграфия на крыше «Красного Октября», супрематический крест в Екатеринбурге, роспись площади перед стадионом «Локомотив» – как уроженец Подмосковья смог стать русским Бэнкси.

Краткая справка

Покрас Лампас (Pokras Lampas). Имя при рождении – Арсений Сергеевич Пыженков. Дата рождения – 19 сентября 1991 года. Место рождения – Калининград (ныне Королев), Московская область, СССР.

Биография Лампаса

Первые годы своей жизни знаменитый каллиграф носил имя Арсений, Покрасом Лампасом он станет уже позже, когда увлечется граффити. Он появился на свет в подмосковном Королеве в последний год существования СССР (тогда городок еще именовался Калининград).

Стрит-артом он заинтересовался, когда ездил на электричке из Королева в Москву, где учился в Технологическом колледже No14 на экономиста. Из окон вагона он видел, что рисуют люди на заборах, расположенных вдоль ж/д-путей, пишет Википедия. Сам рисовать он начал в 15-16 лет, однако после колледжа пошел учиться на специалиста по рекламе. На рекламщика Арсений недоучился, зато стал известным в другом жанре.

В те времена, когда Арсений начинал свой путь, среди граффитчиков действовало несколько неписанных правил: по мрамору не рисовать, памятники архитектуры и здания, имеющие историческую ценность, не трогать. В каллиграфии Пыженков прославился под псевдонимом: он взял за основу слово «Покрас» («пойти покрасить»), а «Лампас» – понравившаяся художнику рифма. Уже добившись успехов, каллиграф официально сменил имя: теперь Покрас Лампас это его настоящие имя и фамилия (по паспорту). От отчества в документах художник отказался.

История со сменой имени необычна тем, что граффитчики ввиду проблем с законом часто наоборот тщательно скрывают свою личность. Добавляет ценности и флёр тайны – вспомните хотя бы Бэнкси, о том, кто это, споры не утихают несколько лет, а стоимость его работ заоблачна.

Первая осмысленная проба пера в части каллиграфии у Покраса Лампаса пришлась на гараж в Королеве. Хозяин творчеством остался недоволен, через какое-то время рисунки закрасили. По молодости художнику даже приходилось бегать от полиции. Это были времена «тегов» – когда молодые граффитчики оставляют на стенах и других поверхностях свой псевдоним в разных стилях. Пару раз убежать не удалось, но юноша отделывался выговорами.

Уйдя из вуза, молодой человек перебрался в Санкт-Петербург. Там он давал мастер-классы по каллиграфии, рисовал эскизы тату и делал лого для малого бизнеса. В те времена заказ у Покраса стоил 5 тыс. рублей. За месяц набегало около 60 тыс. рублей – хватало на квартиру и расходники для работы.

Каллиграффити – что это и с чем едят

Художник позиционирует себя как идеолога нового направления в искусстве. Он называет его «каллиграфутуризмом», а свои творения именует «каллиграффити» (контаминация слов «каллиграфия» и «граффити»).

В своем творчестве художник обращается к различным алфавитам, чтобы с помощью слов создавать необычные композиции. По его словам, важно подобрать точные слова, так как некоторые из них могут не подходить по числу символов, а буквы могут быть не той формы.

Одним из первых на передового художника обратил внимание рэпер L’One (в миру Леван Горозия). На обложке альбома «Одинокая вселенная», вышедшего в 2014 году, названия песен набраны шрифтами, которые были специально созданы Покрасом Лампасом. Художник пояснял, что начертания букв должны вызывать ассоциацию с космосом.

От обложки альбома к росписи на крыше

На следующий год после сотрудничества с Горозией Покрас решил, что ему нужен масштабный проект. Художник задумал создать огромное каллиграфическое изображение на крыше.

Если с финансированием проекта проблем не возникло – помог оператор Сергей Валяев, который договорился с компанией Panasonic (японцы хотели прорекламировать свою новую камеру), то вот с местом, где должно было появиться художественное высказывание возникла загвоздка. Раз за разом Покрас с Валяевым получали отказ. Не удалось договориться даже с Музеем стрит-арта в Санкт-Петербурге. Поначалу там согласились, но затем испугались, что краска забьет сточные трубы.

Помощь пришла из Москвы. Управляющие кластера «Красный Октябрь» отдали под эксперимент крышу бывшей фабрики. Покрас за несколько дней работы (спал он крайне мало) расписал всю крышу в 1650 «квадратов». И попал в Книгу рекордов Гиннеса. Однако в России все это осталось практически незамеченным.

Зато на Западе работа россиянина вызвала интерес. По словам Покраса, все дело в видео, которое снял Валяев и потом разместил на YouTube, где оно собрало около 700 тыс. просмотров. К фото- и видеосъемкам своих работ художник относится с большим пиететом, по его словам, «это возможность продлить жизнь проекта на долгие годы».

Первые выставки

Чтобы успешно продаваться на Западе, россиянину нужно было признание экспертов – музеев и галерей. Здесь опять же помогли знакомства. Товарищи из Германии позвали его принять участие в выставке Calligraffiti Ambassadors в Affenfaust Gallery в Гамбурге.

На поездку в Германию художник потратил последние деньги. Спал он в галерее на надувном матрасе, который остался от инсталляции с прошлой выставки. «Добрый куратор разрешил мне оставаться на ночь», – вспоминал Покрас.

С вывозом работ из России в другие страны обычно бывают проблем. Бюрократия требует множество бумажек, поэтому Покрас нарисовал работы уже в Гамбурге. Их было четыре штуки, все в единой стилистике – белый круг из букв на черном фоне. Каждую из работ россиянин оценил в €2 тыс., но продать на самой выставке не удалось ни одной. Позже творения Покраса все же нашли покупателей, когда он выложил их фото в Instagram.

Аналогичная история вышла и с персональной выставкой Покраса Лампаса в Южной Корее. С ее проведением россиянину помог местный каллиграф Mogoora, который свел того с управляющими 8Feat Gallery в Сеуле. Работы с использованием хангыля – корейского письма – художник делал на месте, однако выставку посетило менее 1 тыс. человек, и Покрас остался недоволен: «Вложения мы так и не отбили».

Контракты с брендами

Однако между выставками в Гамбурге и Сеуле случилось важное событие: к Покрасу обратились представители компании Nike, которые предложили ему разработать принты для новой коллекции. Контракт принес Покрасу, по информации Forbes, около $6 тыс. Именно эти деньги он и вложил в сеульскую авантюру.

Одним из главных контрактов россиянина стало соглашение с модным домом Fendi. Итальянцы захотели, чтобы художник повторил свой опыт с «Красным Октябрем», но только на крыше их штаб-квартиры.

Проект был сложным в виду того, что штаб-квартира дома моды располагается во Дворце итальянской цивилизации в Риме. Крышу из мрамора надо было застелить так, чтобы не протекла краска, а при демонтаже все было экологично. Покрас сам занимался подбором материалов и прочими тонкостями. Проект имел успех не в последнюю очередь благодаря видео – снимал его старый знакомый каллиграфа Валяева. Фильм собрал на YouTube около 2 млн просмотров.

После сотрудничества с Fendi Покрасу посыпались заказы от Yves Saint Laurent, Ralph Lauren, Dries Van Noten, Levi's и т. д. Однако только миром моды сыт не будешь. К художнику пришли и автопроизводители – Hyundai и Lamborghini.

Работы Покраса Лампаса в России

Постепенно Покрас начал становиться популярным и в самой России. Познакомившись с гендиректором УК «Атриум менеджмент» Павлом Чекрыжовым, художник взялся разрисовывать переход между Курским вокзалом и расположенным рядом ТЦ. Спонсором работ выступил Эрнст Рудяк, совладелец «Ингеоком» – компании, которой принадлежит ТЦ. Еще через год стороны продолжили сотрудничество – каллиграф начал расписывать и фасады «Атриума».

Следующим после «Атриума» заказчиком выступила Новая Третьяковская галерея. Галерея заказала инсталляцию, посвященную открытию выставки Василия Верещагина. Она располагалась на лицевой стороне здания, а в работе были зашифрованы 18 слов о великом баталисте.

В том же 2018-м о Покрасе вспомнили в Санкт-Петербурге. В отеле Wynwood появился его мурал «Дуализм». В тот момент это была крупнейшая работа Лампаса.

Еще одним заказчиком выступил столичный футбольный клуб «Локомотив». В ФК попросили художника расписал площадь на подъезде к «РЖД Арена». Как отмечал тогдашний президент «Локо» Илья Геркус, работа Покраса должна сделать арену «еще более привлекательной и модной». Суммарная площадь работы Покраса составила рекордные 11 тыс. «квадратов».

Много говорили о Покрасе и в свете его работы для екатеринбургского фестиваля уличного искусства STENOGRAFFIA. Каллиграф создал на площади 1-й Пятилетки супрематический крест, в который вписал цитату из Казимира Малевича. Однако с этой работой случились проблемы: сначала ее повредили коммунальщики, а затем на нее ополчились православные активисты.

Чем зарабатывает Лампас

Помимо сотрудничества с модными брендами, россиянин старается продавать свои работы через дубайскую Opera Gallery. С галерейщиками из ОАЭ он познакомился на биеннале современного искусства, которое проходило в 2016-м в Шардже.

Opera Gallery приобрела после выставки несколько работ россиянина, а потом заключила с ним контракт на право эксклюзивной продажи картин. В 2019-м работы Покраса стоили от $10 до $20 тыс., а среди покупателей были члены королевских семей, руководители крупных корпораций и высокопоставленные чиновники.

Однако если частные лица приобретают работы россиянина, то музеи с этим не торопятся. Приходится пока и дальше устраивать выставки самому. Одна из таких выставок прошла в Москве в Новом Манеже в 2018 году. Самоокупаемости не случилось – поглядеть на экспозицию можно было бесплатно. «Основной целью было показать, что искусство может быть открытым», – прокомментировал эту финансовую историю Лампас.

Семейную ипотеку захотели давать матерям-одиночкам
Реклама