Его считали личным «инквизитором» Сталина, который послушно исполнял все приказы высшего руководства по поиску и казни врагов Советского союза.
Родом из революции
В тридцатые годы прошлого века бывшие дворяне и промышленники, белоэмигранты и перебежчики нигде не могли чувствовать себя в безопасности. Они знали, что рука Сталина может достать их в любой точке мира.
Слухи о рыскающих по свету агентах НКВД лишь подогревали похищение и последующее убийство большевиками генерала Кутепова в 1930 году, похищение из вагона поезда в Китае белогвардейского полковника Дугара Талхаева в 1932-м, убийство там же в Китае полковника Артемия Тирбаха в 1935-м.
В 1937 году прямо в Париже похитили и вывезли в Советский союз генерала Миллера. Впоследствии там же, во Франции и других странах Европы бесследно исчезали и загадочно гибли и другие известные личности из числа предателей и перебежчиков.
За многими из этих событий стоял один и тот же тихий и очень неприметный человек. Сергей Шпигельглас еще студентом увлекся идеями марксизма, был ярым сторонником октябрьского переворота 2017 года, был депутатом солдатского совета в Петрограде, при первой возможности вступил в ВКП(б).
Его верность и активность заметили наверху, и в 2018 году он оказался в Москве, где спустя некоторое время был назначен руководить финотделом ВЧК.
В годы Гражданской войны Шпигельглас «прославился» участием в карательных экспедициях известного «палача революции» Михаила Кедрова. Так называли поездки отрядов ВЧК наводивших порядки в советской глубинке методами, очень далекими от гуманных.
В начале двадцатых годов Шпигельглас овладевал навыками оперативника в Гродно, и постепенно его карьера шла вверх. Наконец, он попал в «святая святых» Иностранный отдел (ИНО) ОГПУ. В том числе, благодаря отличному знанию сразу нескольких языков - польского, немецкого и французского.
Карьера ликвидатора
Затем была командировка в Монголию, где он на протяжении четырех лет координировал работу местных агентов, а заодно охотился на бывших белых офицеов.
С 1926 года Шпигельглас прочно осел в Москве, успешно продолжая развивать карьеру в НКВД. К средине тридцатых годов прошлого века он уже фактически считался вторым лицом во внешней разведке страны и главным разработчиком так называемых «литерных» операций.
Это когда комбинация чекистов должна была завершиться смертью объекта – случайным убийством или подстроенным несчастным случаем.
Более того, Шпигельглас настолько возвысился, что мог напрямую, минуя собственное начальство, отправлять особо важные донесения Сталину.
А ближе к концу тридцатых началась европейская эпопея удачливого нквдэшника, выбравшего себе псевдоним Дуглас. Его закинули в Европу под надежной легендой, чтобы он разыскивал и устранял врагов СССР. И на этом поприще Дуглас тоже весьма преуспел, действуя внезапно, бесшумно и точечно.
Например, летом 1937 года таинственно пропал проживавший во Франции бывший советский разведчик Георгий Агабеков, сбежавший на Запад несколько лет назад. И не просто сбежал, а серьезно навредил своей бывшей родине.
Предатель расстекретил новым хозяевам сотни советских агентов на Ближнем Востоке, фактически разрушив шпионскую сеть СССР в этом регионе.
В СССР изменника приговорили к смерти, а Шпигельглас разработал план и подготовил боевую группу для ликвидации Агабекова. Убийцы сыграли на жадности предателя. Тот обычно не упускал ни одной возможности на чем-то заработать.
И ему через нужных людей предложили участие в контрабанде большой партии алмазов, якобы принадлежавшей богатой армянской семье. Их надо было перевезти из Испании во Францию. Агабеков соблазнился предложением, раскрыл себя и… бесследно исчез.
4 сентября 1937 года был убит ещё один невозвращенец, объявленный личным врагом Сталина, - Игнатий Рейсс (Натан Порецкий). Этот советский разведчик отказался возвращаться в СССР из Франции и выступил в газетах с разоблачением сталинского террора.
После этого он с семьей скрывался в швейцарских Альпах, лишь изредка выезжая в города. В этом случае ликвидаторы сыграли на другой страсти изменника. Рейсс был слаб по части женщин, и не упускал ни одну возможность закрутить амур на стороне.
Агенты НКВД подсунули ему немецкую коммунистку, красавицу Гертруду Шильдбах, которая выманила Рейсса в один из ресторанов Лозанны. Там парочка советских агентов, прикинувшись пьяными французами, затеяла с Рейссом ссору и предложила выйти на улицу «поговорить по-мужски».
Предатель не мог проявить трусость перед дамой и пошел за «французами». Но не успев ничего понять, был свален с ног, засунут в автомобиль и увезен в неизвестном направлении. Позже его тело найдут за городом. Рейсса буквально нашпиговали пулями, пять из которых засели в голове.
Убить Миллера
Следующей значительной операцией Дугласа стало похищение из Парижа генерала Евгения Миллера, который являлся председателем Русского общевоинского союза. Для этого Шпигельглас завербовал белогвардейского генерала Скоблина, 22 сентября 1937 года устроившего Миллеру подставу в виде встречи с немцами.
Но вместо них генерала встретили жесткие люди в штатском, которые сумели доставить пленника на советский теплоход «Мария Ульянова», стоявший у причала одного из местных портов. А потом вывезли в союз, где в застенках тюрьмы НКВД старый служака подвергся долгим и мучительным допросам.
Правда, казнили генерала более-менее официально. Его расстреляли весной 1939 года по приговору Верховного суда СССР в мае 1939 года.
Кстати, роль Скобина в этом похищении некоторыми историками оспаривается. Тем не менее, любопытный эпизод. Вскоре после того, как Миллер оказался в СССР, Скобин бесследно исчез. Спецслужбы, в том числе советские, не любили оставлять свидетелей в живых. По одной из версий, его прикончили агенты Шпигельгласа.
Операция против бандеровцев
Очень важной вехой в карьере личного сталинского ликвидатора стала операция по устранению лидера Организации украинских националистов (ОУН) Евгения Коновальца, который творил свои черные дела на деньги Германии и Литвы.
Коновалец был сподвижником Бандеры, лидером террористической группировки, которая в Галиции выступала против поляков, устраивала волнения и покушения на неугодных.
На счету этой группировки ряд громких убийств, в том числе, советского дипломата Андрея Майлова. Постепенно ОУН все больше противостояла Советской власти, пока не стала серьезной занозой для Кремля.
В конце концов, советские руководители пришли к мнению, что эта «рыба» загниет сама по себе, если ее обезглавить. На самом верху было принято решение ликвидировать Коновальца.
Исполнил «государственный заказ» легендарный советский разведчик-диверсант Павел Судоплатов, сумевший внедриться в ряды ОУН и подложить «жертве» коробку конфет с бомбой. Одним их тех, кто готовил операцию и курировал ее до самого конца, был тот самый Дуглас.
В шкуре жертвы
Однако, и Шпигельглас, несмотря на весь свой опыт, не был безупречен. И у него случались неудачи. А в период с 1937 по 1938 у Дугласа и вовсе наступила черная полоса.
Целый ряд сорвавшихся операций по устранению или возвращению на родину предателей заставили Сталина засомневаться в верности Дугласа идеалам коммунизма.
А не подрабатывает ли тот на другие разведки? Может, он стал двойным, а то и тройным агентом? В общем, тучи постепенно сгущались над Шпигельгласом. И даже назначение его зимой 1938 года руководителем Иностранного отдела НКВД после странной смерти его предыдущего начальника Абрама Слуцкого не остановило процесс.
Уже в начале ноября того же года за ним пришли люди в штатском. Люди из его же конторы, но из другого отдела. Ну, а дальше арест, камера, допросы, пытки. В общем, легендарному Дугласу пришлось испытать на себе все прелести системы, которой он так долго и верно служил.
Нет достоверных данных о том, как вел себя он на допросах. Но в те времена умели ломать даже самых крепких «орешков». Шпигельглас был обвинен в заговоре, в связи с врагами народа, в шпионаже в пользу Германии и Франции. С таким «букетом» обвинений, да еще с учетом его должности приговор мог быть только одним. Расстрел.
Приговор привели в исполнение страшно и буднично. Рано утром 29 января 1941 года вывели из камеры, посадили в крытый грузовик, куда- то повезли. На 24-м километре Калужского тракта офицер приказал водителю остановиться. Дугласа вывели из машины, отвели в поле, напоминавшее полигон, и расстреляли. Вот так закончилась жизнь личного палача Сталина.
Конечно, спустя годы дела многих осужденных и казненных пересмотрят, а их самих реабилитируют. В 1956 года так произошло и с Шпигельгласом. Новое расследование показало, что за Дугласом не числилось никакой вины.
Потом выдвигались разные версии по поводу того, кому было угодно убрать такого опытного специалиста из НКВД. Вариантов было много - от завистников-коллег до спланированной акции белогвардейцев, живущих за границей, которые решили Дугласу отомстить.
Ведь в те времена, чтобы человека «слить», требовался всего лишь анонимный донос на тему шпионажа и предательства. И все, считай нет человека…