МВФ уже спрогнозировал кризис во всем мире, какого не было со времен Великой депрессии. Понятно, что сильнее всего он ударит по слабым странам.
По мнению специалистов, три прибалтийских государства могут оказаться на грани краха. Коронавирус, закрытые границы, остановленные производства спровоцируют банкротство бизнеса, масштабную безработицу и социальный взрыв, который Вильнюсу, Риге и Таллину, скорее всего, погасить будет нечем. С Москвой отношения безнадежно испорчены, а «западным друзья» в кризис ближе окажется «своя рубашка».
Например, в МВФ предсказывают отток западных инвестиций из развивающихся рынок в объеме 100 млрд долларов в ближайшие пару месяцев. Это и понятно, даже таким «монстрам», как США, Великобритания, Германия, Франция придется еще долго ликвидировать последствия кризиса. Тут уж не до инвестиций в другие страны.
Даже Америке предсказывают тяжелые времена, огромную безработицу и обнищание населения. Что говорить о Литве, Латвии и Эстонии, которая за последнее время благодаря своей антироссийской политике лишилась практических всех торгово-экономических связей с Москвой?
Расчет был на Запад. Но коронавирус внес свои коррективы в эти отношения. И сегодня уже наглядно видно, что большинство государств предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, закрывшись в пределах своих границ.
Тем и отличается нынешний кризис от своего «собрата» 2008 года. Тогда резко сдали назад и Прибалтика, и страны Южной Европы. Но в то год границ никто не закрывал, и более богатые страны, такие как Германия, продолжали помогать бедным в рамках ЕС.
Поэтому Литва, Латвия и Эстония в тот раз выкрутились и за счет помощи, и за счет открытых границ. Те прибалты, которые не могли найти работу на родину, спокойно уезжали искать счастья на материк.
Хотя нельзя говорить, что кризис 2008 года Прибалтика прошла безболезненно. Например, в Латвии в рамках так называемой «шоковой терапии» на порядок повысили налоги, одновременно урезав расходы на «социалку». Подоходный налог тогда вырос до 26%, а НДС в стране был едва ли не самым высоким в Европе. Люди нищали на глазах, и примерна таже ситуация наблюдалась в соседних Литве и Эстонии.
Но, повторяем, тогда жители этих стран были свободны в своих перемещениях по Евросоюзу, и те, кто не имел возможности переждать эпоху «шоковой терапии», ехал зарабатывать в Польшу, Германию, Англию, Скандинавию. С одной стороны это помогало людям кормить семьи, с другой стороны они не просили эти деньги у своих правительств, и таким образом хоть как-то разгружали национальные бюджеты.
Эксперты предсказывают, что по итогам пандемии коронавируса Прибалтику ожидает новый виток «шоковой терапии». Только сейчас местным жителям путь в Европу на заработки закрыт. Сколько времени это продлится, никто не знает. Да и в каком виде экономика других стран ЕС выйдет из кризиса, тоже не известно.
Вполне возможно, Германию, Францию и прочие развитые государства ЕС тоже ждет падение производства и безработица. И тогда иностранные рабочие им точно уже будут не нужны. Тут уж своем бы население рабочими местами обеспечить.
Конечно, могут остаться, к примеру, сельхозработы в той же Польше или Германии. Но там чаще всего рабочие руки требуются сезонно, а не на постоянной основе. То есть, в глобальном смысле это не станет спасением для прибалтов.
Поэтому Латвии, Литве и Эстонии придется выкручиваться самостоятельно. И надеяться на то, что Евросоюз, если пандемия его, конечно, не развалит, все-таки не забудет о них при распределении денег для бедных.
Конечно, прибалты - люди гордые. И бедняками себя никогда не назовут. Это зачетно. Но ведь как ты себя не назови, кем не представься, а кризис уже подходит к прибалтийским дверям. Вот-вот постучится. И не впустить его не удастся. А вот как потом за порог выставить этого «незваного гостя», большой вопрос…