Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:39
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Мнения и аналитика INFOX.RU

Александр Рулим
Создатель и автор сайта, посвященного обучению вождению автомобилей и получению водительских удостоверений: RULIMS.RU

Non-stop реформа получения прав от ГИБДД, 2018 г. – отмена автодрома

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Обсуждаемая новая реформа получения водительского удостоверения затронет миллионы людей ежегодно – получение прав усложнится. Предыдущая реформа закончилась в 2017 году и признана успешной.

В 2018 году началось обсуждение новой реформы процесса получения водительского удостоверения. Уже озвученные шаги обозначают кардинальные изменения – предложено отказаться от площадки-автодрома и перейти к единому практическому экзамену в условиях дорожного движения.

Новые изменения обсуждаются на фоне закончившейся предыдущей комплексной реформы (2013-2017 годов), затронувшей все этапы получения прав и признанной успешной...

И нужно понимать, что подобную реформу конечно не сравнить с идеей повысить пенсионный возраст, но она затрагивает очень широкий круг людей, далеко не только миллионы ежегодно получающих водительское удостоверение.

Безопасность на дорогах в России

Безопасность на дорогах в России вызывает серьезную озабоченность и постоянно обсуждается на самом высоком уровне – президента и премьер-министра.

По количеству ДТП и смертности на дорогах Россия является одним из аутсайдеров среди стран Европы. Речь идет о ситуации, как в абсолютных цифрах, так и в относительных (на 100000 человек). В 2017 году в России произошло почти 170 тыс. автомобильных аварий, на дорогах погибли 19 088 человек. Ситуация медленно улучшается, так погибших в 2017 году на 6% меньше, чем в 2016-м, но все равно остается катастрофической. Причин у такой ситуации множество, например, до 40% ДТП вызваны состоянием дорог.

Аварийность среди начинающих водителей

Отдельное внимание привлекают вопросы безопасного управления автомобилем начинающих водителей (со стажем вождения до 3 лет).  Полноценная статистика их аварийности недоступна, в публикуемых отрывочных данных речь идет о том, что по вине начинающих водителей совершается примерно 25% ДТП. При этом нужно понимать, что стаж вождения ведется с момента получения прав – множество людей, получив права выезжают на дорогу много лет спустя.

Ситуацию с аварийностью резонно связывают с качеством обучения вождению и соответственно пытаются его реформировать.

Реформа получения водительского удостоверения 2013 – 2017 годов…

Процедура получения водительских удостоверений меняется постоянно, но, как правило, незначительно – добавляются часы в программы обучения, меняются вопросы билетов по теории. В 2013-2016 годах была проведена попытка глубокой реформы, изменения затронули все аспекты получения водительского удостоверения – были скорректированы категории транспортных средств, медицинские требования к водителям, отменена возможность сдавать экзамен в ГИБДД без обучения в автошколе (“экстерн”), скорректированы программы обучения в автошколах и многое другое (не менее десяти существенных изменений). Завершающим этапом реформы стало внедрение нового регламента экзаменов в ГИБДД осенью 2016 года. В 2017 году некоторые моменты реформы были скорректированы, но в целом реформирование было признано успешным.

С учетом того что в апреле 2018 года уже озвучены принципиально новые изменения в обучении, вполне  можно подвести итоги реформы проведенной в 2013-2017 годах.

Главные результаты реформы 2013-2017 годов

Реформа усложнила обучение и экзамены в ГИБДД и соответственно упало количество выданных водительских удостоверений. Дополнительным фактором уменьшения количества выданных водительских удостоверений стал экономический кризис в России, начавшийся в 2014 году.

Резкое падение количества людей получающих водительское удостоверение стало главным итогом реформы. Всего по итогам 2017 года выдано 1,33 млн водительских прав (1,07 млн — категории B). Это существенно меньше, чем в предшествующие годы. По итогам 2016 года удостоверения получили более 2 млн человек, в 2015 году — 1,87 млн, в 2014 году — 2,4 млн.  Некоторый рост в 2016 году связан с тем что множество людей пытались сдать экзамены по старому регламенту и ускорили планируемое обучение.

Для понимания масштабов цифр – в 2016-2015 годах в России права получили большее количество людей чем родилось.

Ученики платят по несколько десятков тысяч рублей, но далеко не все получают водительское удостоверение.

Отчетность ГИБДД - аварийность начинающих водителей, статистика

Как уже было упомянуто – ГИБДД отчитывается количеством (точнее долей) ДТП начинающих водителей (со стажем до 3 лет). В такой отчетности скрыт очень интересный парадокс – улучшить такую отчетность можно двумя способами – улучшить подготовку водителей или просто уменьшить количество водителей новичков на дороге. В нашем случае основные признаки выбора второго пути – уменьшение количества начинающих водителей на дороге. Если получает права на ~50% меньше водителей, то при той же подготовке – процент аварийности уменьшится на те-же ~50%. Примерно о таких результатах и докладывают официальные лица, связанные с обучением (представители ГИБДД и ассоциаций автошкол). Тут напрашивается  экстремальный пример, если в течение трех лет новых водителей не будет, то и аварийность среди водителей новичков будет нулевой. Количество ДТП относительно выданных водительских удостоверений никто не озвучивает.

Так что с отчетностью у ГИБДД все отлично и реформа считается проведенной успешно.

Новый начальник ГИБДД и новая реформа

ГИБДД традиционно отчиталась об успехах реформирования.  Детали и итоги реформы и что поменялось в ее ходе вы можете прочитать в тексте по ссылке, приведенной выше.

Но в июне 2017 года сменилось руководство ГИБДД - начальником ГИБДД России стал генерал Михаил Черников.  И в 2018 году начали говорить о новой, более радикальной реформе – переходу к единому практическому экзамену. Михаил Черников озвучил планы своего ведомства в интервью газете “Коммерсант” 24 апреля 2018 года.

Предложено отказаться от площадки-автодрома и ввести на экзамене в условиях дорожного движения так называемые «специальные маневры по управлению транспортными средствами». Интересно, что на предыдущем этапе реформы основной упор делался на реформирование упражнений на площадке-автодроме. При том что было очевидно, что такой фокус реформирования (полу)бессмыслен и минимально влияет на качество обучения безопасному вождению в реальной дорожной жизни водителя. В ходе реформы возникали и экстремальные предложения – необходимость обязательного использование автоматизированного автодрома стоимостью миллионы рублей. В качестве компромисса было прописано обязательное наличие в собственности или аренде у автошколы собственной площадки. По обсуждаемым правилам площадка-автодром будет не нужна.

Новая реформа что готовит и как она обсуждается         

То есть в 2018 году озвучена принципиально правильная идея. Проблема в том, что опять идет кулуарное обсуждении реформы – очередная попытка самореформирования процессов внутри ГИБДД с привлечением узкого круга экспертов без публичного обсуждения. Притом, что предыдущие реформы фактически не сработали.

Перед тем как начать писать данный текст я поинтересовался новостями про реформу в профессиональном интернет сообществе, связанном с обучением вождению, фактически поступил один комментарий – что судя по всему готовится очередной “нежданчик”. В интернете можно найти комментарии только от конца апреля 2018 года, сразу после вынесения информации о новой реформе в публичное поле.

Неофициальный проект изменений правил приема экзаменов в ГИБДД и мнения экспертов

Чтобы не произошло реформы ради реформы желательно публичное обсуждение всеми заинтересованными структурами с предварительной публикацией материалов.

Формулировка цели реформы получения водительских удостоверений

Естественно первично конкретизировать цели реформы и связать их с экономическими реалиями. Говорить об улучшении подготовки начинающих водителей мало и неконкретно.  Нужно принять принципиальные решения кого и как нужно готовить. Мировой опыт свидетельствует о том, что на данный вопрос существуют очень разные ответы – есть страны, в которых водительское удостоверение получить легче  (США),  есть, где заметно сложней (Великобритания, Германия).  В России сначала решают учить всех водителей как профессионалов (одна из составляющих реформы 2013-2017 годов) и начинают выдавать свидетельство  о получении профессии водителя всем, потом начинают говорить о дополнительных требованиях к водителям, работающим по найму.

Почему возникла и к чему приводит ценовая конкуренция в обучении

Второй принципиальный момент – финансовый, можно продолжить усложнять обучение в автошколе, увеличивать объем занятий по вождению, проблема в том, что увеличение не подпитано платежеспособным спросом учеников. В 2016-2018 года в некоторых регионах цена обучения в автошколе уменьшалась – платежеспособность население падает, конкуренция за все меньшее количество желающих учиться на права растет, это и приводит к ценовой конкуренции автошкол – демпингу и ухудшению качества обучения. То есть получается замкнутый круг – результат реформы не соответствует ее цели.

Наиболее сложный момент, связанный с обучением в автошколе – количество и продолжительность занятий по вождению. По рекомендованной программе обучения на категорию B с механической коробкой передач в автошколе должно быть 56 астрономических часов вождения, из них большая часть в условиях городского движения. Фактически такой объем дается только на бумаге (за редчайшим исключением),  даже в лучших проявлениях речь идет о 24-26 занятиях по 1.5 часа. В некоторых автошколах школах может быть и 10-15 занятий по 1 часу.  Такая ситуация вызвана ценовой конкуренцией, за 20-25000 рублей (подобными объявлениями пестрит реклама в интернете) полный курс вождения в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах никак не обеспечить.

Нельзя не отметить, что автошколы пытающиеся учить качественно, придерживаясь рекомендованной программы обучения, находятся в заведомо проигрышной ситуации и постепенно вымываются с рынка. Объяснить потенциальным ученикам, почему у них цена обучения выше на ~50% крайне сложно.

В ходе реформы были изменены правила лицензирования автошкол, ГИБДД даже разместило информацию обо всех автошколах с лицензией на своем сайте.

Список автошкол с имеющих заключение о соответствии учебно-материальной базы на сайте ГИБДД (для Москвы и московской области)

По факту потенциальные ученики при выборе автошколы не уточняют вопрос наличия заключения ГИБДД или банально вводятся в заблуждение сотрудниками недобросовестных автошкол, которые используют чужие заключения ГИБДД и объясняют, что у них все легально (работают как филиал или что-то подобное).  Главное, чтобы человек оплатил курс обучение, дальше ему уже никуда не деться. Действующее свидетельство о получении профессии водители такие автошколы могут дать, но научить безопасному вождению крайне редко.  И очень высока вероятность столкнуться в такой автошколе с вымоганием денег в том или ином виде.

Кого затронет новая реформа и кто ее должен обсуждать             

Существует как минимум пять заинтересованных сторон:

  1. ГИБДД – выступает заказчиком реформы;
  2. Различные министерства и ведомства (Минобрнауки, Минэкономразвития, Рособрнадзор и пр) – формируют требованию к процессу обучения в автошколах и контролируют их выполнение;
  3. Автошколы и инструктора по вождению – обучают и несут основные риски реформы;
  4. Представители учеников (уже обучающихся и планирующих, к ним примыкают недавно получившие водительское удостоверение);
  5. Представители участников дорожного движения (водителей и пешеходов).

Роль двух первых сторон понятна, главная проблема государственных органов во временной несогласованности принимаемых законов, постановлений и приказов. В разных ведомствах скорость принятия решений сильно отличается.

Автошколы в обсуждении реформ участвуют – различные ассоциации автошкол взаимодействуют с ГИБДД. Только тут есть несколько принципиальных замечаний:

  • непонятно какую часть занимающихся обучением вождению представляют данные ассоциации;
  • автошколы и их ассоциации зависят от ГИБДД и не являются независимым участником процесса обсуждения реформы;
  • (!) обозначенные реформы затрагивают суть бизнеса автошкол. Отмена площадки-автодрома теоретически позволит исключить автошколы из процесса обучения, оставив лишь институт лицензированных инструкторов. Возможно это не краткосрочная перспектива и даже не среднесрочная, но подобный вектор реформирования может быть легко задан. Если смотреть мировой опыт получения водительского удостоверения, то автошкол уже практически нигде нет.

Выше была приведена ссылка на мнения, высказанными в СМИ отраслевыми экспертами в апреле 2018 года, после появления в открытом доступе проекта поправок к постановлению правительства РФ №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами». Нельзя не отметить что опубликованная информация носит неофициальный характер, ее происхождение не озвучено. Официальная информация по реформе только одна – интервью руководителя ГИБДД Михаила Черникова.

Озвученный в комментариях подход – что если количество ДТП с водителями новичками уменьшается, то значит все отлично с реформированием, не позволяет относиться к подобным комментариям серьезно. Подобные комментарии создают ощущение примитивного PR/GR. Интересно, что за прошедшие с конца апреля три месяца никаких новых деталей реформы не появилось и комментариев по глобальному вопросу практически нет.

Четвертая и пятая группа заинтересованных сторон –  водители и будущие водители, изолированы от принятий каких-либо решений. Притом, что они не меньше профессионалов заинтересованы в качественном обучении и вполне могут обозначить, что они ждут от учебы и сколько за него готовы платить.

Вопросы реформы, нуждающиеся в публичном обсуждении

Как показывает опыт без публичного обсуждения всеми заинтересованными сторонами целей и задач за текущей удачной реформой последует следующая.

Вопросов для обсуждения множество, перечислю некоторые:

  • Цели и задачи реформирования процесса получения водительского удостоверения;
  • Водители любители и профессионалы;
  • Роль автошкол и инструкторов;
  • Экономика и стоимость обучения и получения водительского удостоверения;
  • Программы обучения теории;
  • Использования мультимедийных и дистанционных средств обучения теории;
  • Количество этапов вождения;
  • Программы обучения вождению и переобучения на новые категории ТС;
  • Регламент экзаменов по вождению;
  • Обучение школьников;
  • Ученические права и ограничения для начинающих водителей;
  • Региональные особенности обучения.

При возникновении интереса постараюсь раскрыть некоторые из обозначенных вопросов в следующих текстах.

И в заключение перейду от будущего к настоящему и дам практическую рекомендацию. Если у вас, ваших родственников или друзей нет водительского удостоверения, и вы или они думаете о его получении – хорошая идея не оттягивать обучение и получение прав. У вас есть шансы их получить по старым правилам (при правильном выборе автошколы на это нужно 3-4 месяца).

Последние мнения
Григорий Трофимчук
Реклама