Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:57
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Мнения и аналитика INFOX.RU

Эксперты
эксперты о главном

Резонансное ДТП с Ефремовым: стоит ли ужесточать наказание за пьяное вождение

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

8 июня актер Михаил Ефремов сел пьяным за руль и попал в ДТП, в результате которого погиб человек. В Сети появилось мнение о необходимости ужесточать наказание за вождение в нетрезвом состоянии.

Политолог, старший преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова Артем Косоруков

Согласно 264 статье УК РФ, лицо, которое в процессе управления автомобилем и иным механическим транспортным средством находилось в состоянии опьянения, наказывается в диапазоне от штрафа в размере 200-300 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 3 лет. Однако подобные меры не останавливают пьяных водителей от управления транспортным средством: так, согласно данным Госавтоинспекции, за первый квартал 2020 г. в России произошло 2,1 тысячи «пьяных ДТП», в которых погибло более 440 человек, около 3 тысяч пострадало, что лишь немногим менее показателей первого квартала 2019 года.

В России дозволенный порог в 0,3 промилле существует скорее для учета погрешностей алкотестеров и не влияет на снижение общего числа ДТП с участием пьяных водителей. Большинство «пьяных ДТП» связаны со значительным превышением данного порога, когда водители «сознательно» управляют автомобилем уже в неадекватном состоянии.

В связи с резонансным ДТП с участием известного актера Михаила Ефремова в сети активно обсуждаются инициативы по ужесточению действующего российского законодательства, направленного на борьбу с пьяными водителями. Здесь сразу следует отметить, что в современной российской практике увеличение штрафов и уголовных сроков за езду в пьяном виде не оказывает существенного влияния на статистику данной категории ДТП. Дело в том, что куда более важную роль здесь играет правоприменительная практика и общая эффективность работы ГИБДД, культура и мотивация водителей, которые позволяют себе садиться за руль, не испытывая особого страха перед возможным наказанием.

По сути, решить проблему пьяных водителей можно только комплексом мер, направленных не столько на борьбу, сколько на профилактику и предупреждение пьянства за рулем: с одной стороны, необходимо добиваться более эффективной и системной работы ГИБДД по выявлению пьяных водителей, протоколированию нарушений и передаче материалов в суд, более последовательной антикоррупционной работы в структуре ГИБДД, с другой стороны, необходимо предоставить ГИБДД более действенные нормативно-правовые инструменты пресечения пьянства за рулем, например, сократив число должностных категорий среди судей, прокуроров и военных, которых нельзя в обычном порядке отстранять от управления транспортным средством при наличии подозрения на алкогольное опьянение водителя.

Если говорить о социальном измерении проблемы пьяных водителей, то со стороны государства здесь необходима более последовательная работа по внедрению системы цифровых профилей водителей, которая позволит не только выявлять и наказывать водителей-нарушителей, но и увязывать их поведение на дороге с общей доступностью социально-экономических благ и услуг (наподобие системы социального рейтинга в Китае, когда нарушителю ПДД существенно ограничивают доступ к банковскому кредиту, приобретению билетов на самолеты и поездка, получению престижной работы и др.).

Петр Гусятников, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners

На мой взгляд, законодательство надо ужесточать и переводить ответственности за ДТП, совершенное водителем, находящимся в состоянии опьянения, целиком в Уголовный кодекс РФ.

Сейчас если по вине пьяного водителя произошло ДТП, но люди не пострадали, ему грозит только штраф 30 тыс. рублей и лишение права управлять транспортным средством на срок от 1,5 до 2-х лет.

На мой взгляд, это неправильно. Водитель, который сел за руль в состоянии опьянения уже потенциальный преступник. Если по его вине произошло ДТП и никто не пострадал — то это счастливая случайность. Я считаю, что за вождение в пьяном виде, даже если это не привело к аварии, необходимо очень жестко наказывать. За это должна быть предусмотрена уголовная ответственность, предполагающая лишение свободы, например, на срок от 3-х месяцев до года. Только тогда желающих садиться пьяными за руль действительно может стать меньше.

Что же касается ситуаций, когда в результате «пьяного» ДТП пострадали или погибли люди, то летом прошлого года президент уже ужесточал законодательство в этом отношении. Сейчас (ч. 2,4,6 ст. 264 УК РФ) если в результате аварии был причинен тяжкий вред здоровью пьяному водителю грозят принудительные работы на срок до пяти лет с лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если в результате такого ДТП погиб один человек — наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если ДТП привело к смерти двух и более лиц — наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

На мой взгляд — это справедливо.

Что касается международной практики, то во многих странах за езду в пьяном виде предусмотрен не только штраф и лишение прав, но и лишение свободы.

Например, в Великобритании и Италии нетрезвый водитель может лишиться свободы на срок до 6 месяцев, в Китае и Японии — до 3-х лет, во Франции — до 2-х лет.

Кандидат юридических наук, директор Центра исследований и экспертиз Департамента ПРЭД Финансового университета при Правительстве РФ Венера Шайдуллина

Только в июне 2019 года Владимир Путин подписал закон об ужесточении наказания за ДТП в состоянии опьянения. И вот опять эта тема поднимается. Ряд инцидентов ( в Москве и в Воронеже) получили широкую огласку. В Госдуме считают, что сейчас наказание соразмерно преступлению. Сейчас, если ДТП привело к смерти человека, виновник получит от 5 до 12 лет лишения свободы, в Великобритании ему грозит 14 лет тюрьмы, а в Тайланде виновника могут приговорить к смертной казни. А за причинение тяжкого вреда здоровью, предусматривается ужесточение наказания от 3 до 7 лет лишения свободы.

Возможно, стоит увеличить штрафы, в случае если водитель попался пьяным за рулет. Сейчас у нас в стране он составляет 30 тысяч рублей в то время как в соседней Белоруссии 12,5 тысяч долларов и прав там лишают не на 1,5 а на 3 года. В Чехии штрафы исчисляется объемом выпитого алкоголя, и могут составлять 250-500 долларов. Хоть в Великобритании и высокая планка нормы содержания алкоголя в крови, но тут и самые трезвые водители, потому что за вождение в нетрезвом виде водителям грозит штраф 7200 евро. Во Франции за подобные нарушения могут посадить в тюрьму на 10 лет, а в Китае пьяного водителя могут приговорить к смертной казни.

Маркетолог, project менеджер Наталья Зенюкова

Не так давно всё российское общество потрясла авария с участием известного артиста М. Ефремова.

Изначально было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 264 Уголовного кодекса (нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, если оно совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения), затем дело было переквалифицировано на 4 часть (повлекшее по неосторожности смерть человека, если оно совершено лицом, находящимся в состоянии опьянения), наказание за которое установлено от 5 до 12 лет лишения свободы.

Очень многие после этого стали писать и говорить, что Ефремов убил человека и поэтому наказание от 5 до 12 — слишком мягкое.

Но с точки зрения уголовного права данная позиция ошибочна, так как убийство — это умышленное причинение смерти, а ДТП, повлекшее смерть, — это неумышленное причинение смерти, и именно этим данные преступления и различаются.

В любом случае, до апреля 2019 года наказание за причинение смерти в результате ДТП в состоянии опьянения было намного мягче — всего от 2 до 7 лет лишения свободы, что не в полной мере отвечало интересам защиты жизни и здоровья человека как высшей государственной ценности.

С апреля 2019 г. сроки наказания увеличили почти в 2 раза — от 5 до 12 лет лишения свободы и оно стало практически таким же, как за умышленное убийство человека (статья 105 Уголовного кодекса, наказание от 6 до 15 лет).

Конечно, утрата близкого человека по вине пьяного водителя — это всегда боль и, безусловно, родственники имеют право требовать максимально жесткого наказания для виновного лица, однако не следует забывать, что при назначении наказания учитываются принципы справедливости и гуманизма, поэтому наказание за ДТП не может превышать наказания за умышленное общеуголовное убийство.

Как писал Шарль Монтескье, — «Вникните в причины всякой распущенности, и вы увидите, что она проистекает от безнаказанности преступлений, а не от слабости наказаний». Аналогичное мнение высказал и известный декабрист П. И. Пестель — «Ничто не будет столь сильно от преступления удерживать, как уверенность в неизбежности наказания, ибо самое даже малозначащее страдание, коего нет возможности отвратить, действует сильнее на людей, нежели страх перед большим наказанием, соединенный с надеждою оному не подвергнуться».

Таким образом, главный принцип уголовного наказания — его неотвратимость и неизбежность, а не жесткость или жестокость.

Режиссер, продюсер Леонид Хромов

Да, возможно стоит ужесточить наказание для водителей, управляющий в состоянии алкогольного опьянения. В разных странах мира законы разные. Самые жесткие в Китае, за аналогичное ДТП можно получить смертную казнь. Но, проблема не в этом. Проблема России в неисполнении законов. Да, ужесточение законов немного умерит пыл любителей выпить, но не намного.

Проблема гораздо глубже — у нас нет культуры вождения, культуры уважения друг к другу. У нас каждый на дороге чувствует себя королем. Особенно чувствуется это тогда, когда какой-нибудь быдло с большими деньгами и связями покупает себе крутой внедорожник и начинает на всех плевать свысока. У нас нет культуры уважения друг к другу с детства — еще со школы, далее в автошколах, цель которых выманить бабки у клиента и неважно, научился он азам вождения или нет.

Нужно начинать с себя и повышать свою культуру вождения и общения с другими водителями и людьми в целом. Ведь если каждый начнет уважать друг друга, то наше общество станет здоровым и счастливым и просто не захочется пить за рулем, а не потому, что законы строгие. Повышаем сознание, друзья.

Последние мнения
Григорий Трофимчук
Реклама