Принято считать, что если в какой-то стране нет свалок, то там проблема отходов решена. А значит, мы должны на нее равняться. Узнавать и учитывать опыт соседей - очень полезное дело, и не только когда он со знаком «плюс».
Министерство природных ресурсов, регулярно организующее встречи с зарубежными коллегами, очень правильно делают, что приглашают на них экспертов (за что мы им очень благодарны), которые могут задать правильные вопросы в правильные моменты.
5 февраля, на встрече Владимира Григорьевича Логинова с финским послом Микко Хаутала, мы имели возможность послушать презентации финских компаний занимающихся отходами и убедиться, что 1% на помойке — это еще не конец истории.
Финны сжигают 58% своих муниципальных отходов, и только 41% перерабатывают. Неоднократно было подчеркнуто, что раздельный сбор отходов — это основа, на которую уже потом нанизываются остальные этапы. Финский коллега подчеркнул, что у него лично 6 контейнеров для разных отходов, что вторсырье также можно сдать около супермаркетов, и что для бизнеса вторсырье — это большие деньги. Все это мы и так знаем, бывали в Финляндии, и не по одному разу. Хотелось услышать про то, кто финансирует сбор вторичного сырья и его переработку, как население оплачивает обращение с раздельно собранными отходами, принимает ли население участие в выработке концепций развития страны в этой сфере.
Но нет, ничего этого мы не услышали, а рассказ про решение проблемы отходов плавно перешел в плоскость технологий «на продажу»: производство топлив RDF, SRF и сжигание иловых осадков. Немного разбавили эту угнетающую атмосферу презентации приспособлений для утрамбовки полигонных масс и «укутывания» в пленку подготовленных для транспортировки RDF или «хвостов» после сортировки. Именно так планируют укутывать московские отходы перед отправкой в Шиес.
Представитель компании Specta (предприятие «Волгострап» в Гатчинском районе Ленобласти), единственного перерабатывающего предприятия в составе присутствующих, посетовал на нехватку сырья (!) и перспективу его импорта в Россию (!)
На вопрос «как вы планируете выполнять требования ЕС по увеличению уровня рециклинга до 65%», мне поступил шокирующий ответ: «Будем перерабатывать часть пластика, который сжигаем, и во что-нибудь пустим пепел». То есть они сейчас жгут тот пластик, который можно переработать!
Представители финских компаний не скрывают, что сознательно преподносят свои технологии как «переработка в энергию» и производство из мусора продукции (топлива), тем самым подтверждая мою теорию «немусоросжигания» .
Восхитила пытливость Владимира Григорьевича Логинова, который несколько раз переспросил у гостей, сколько стоит в Финляндии энергия из мусора, и кто ее дотирует. Выяснилось, что большинство МСЗ в Финляндии принадлежат муниципалитетам, которые таким образом решают проблему отходов и не «заточены» на прибыль. А окупается эта энергия за счет платы жителей и продажи в общую сеть. Электроэнергия в Финляндии в полтора раза дороже нашей, а тепло втрое. Из этой информации следует, что муниципалитетам выгодно, когда жители мусорят не меньше, чем на 58%.
Итак, мусорное реформирование запустило процесс «все флаги в гости к нам», да и не с пустыми таки руками: что ни гость, то оборудование для уничтожения отходов. Но мы то хотим узнать, как наладить предотвращение образования отходов, их сбор и переработку, а не технологии «waste to energy». Поэтому неплохо было бы пригласить экспертов из Сан-Франциско или Италии, реализующих концепцию «ноль отходов» и сокращающих полигонное захоронение без всякого сжигания, или Любляны, которая за 5 лет достигла уровня рециклинга 60% чуть ли не с нуля…
Ну, а если вам нравятся статьи автора, поддержите ее работу.