В законодательстве об отходах столько дыр, что оно поистине ажурное! Да-да, закон в ажуре!
Например, в законе написано, что собственники ТКО — это мы, те, кто купил давно или совсем недавно тот товар, тару или упаковку, которые сегодня нам не нужны, и их предстоит вынести из квартиры или офиса и выкинуть. Или отдать бедным, или продать не очень бедным.. В общем, мы собственники и мы сами решаем, что сделать с нашими отходами.
Однако, когда мы решаем отходы выкинуть, мы должны их выкинуть в сторону регионального оператора. И вот мы выходим во двор и кладем пакет с мусором в контейнер для ТКО. Как вы думаете, чей он после этого?
Гражданский кодекс решает этот вопрос так: если вы выбросили что-то, что принадлежит вам, оно остается вашим до тех пор, пока собственник контейнера (если вы бросили в контейнер) или собственник земельного участка (если вы организовали несанкционированную свалку) не предпримет каких-либо действий для обращения этих отходов в свою собственность.
Итак, ваш пакет с мусором лежит в контейнере… А контейнер чей?
Если контейнер является имуществом многоквартирного дома, то это как уличный сундук. Вы просто положили свой пакет в свой уличный сундук. В таком случае, загрузка вашего пакета из вашего же контейнера-сундука в мусоровоз есть ничто иное как кража вашего пакета с мусором. С точки зрения дотошных гражданских юристов региональный оператор в таком случае является вором.
Вариант второй: контейнер принадлежит региональному оператору. Тогда в тот момент, когда этот пакет из контейнера будет заброшен в мусоровоз, собственником отходов становится региональный оператор. А теперь следите за мыслью.
В первом случае, региональный оператор незаконно увозит наши отходы и делает с ними то, что он считает нужным. Ну, или субъект РФ считает нужным. Но, однозначно, не вы.
Во втором случае, региональный оператор становится собственником и на полном праве делает с отходами то, что считает нужным он, а не вы. Опять! Вы заметили?
Только почему-то не он вам заплатил за эти отходы, а вы ему еще приплатили за то, что он сделает с отходами то, что он считает нужным. И приплатили в том размере, в каком он (или субъект РФ) считает необходимым.
На этом моменте стоит заглянуть в типовой договор между собственником ТКО и регоператором и заметить, что в договоре нет ничего о праве собственности. Этот договор —- о предоставлении услуг Потребителю.
Чтобы понять весь сюрреализм данной ситуации, предлагаю представить, что вы заключаете договор с клининговой компанией на уборку своего дома. Вы хотите заказать только мытье окон и санузлов, чистку камина и стирку штор. А остальное вы можете сами сделать. Но почему-то вы не имеете право выбрать, какие именно виды уборки вам нужны. Вы платите за все, что хочет сделать для вас клининговая компания. И если клининговая компания недавно прикупила пылесос Kirby, то придется вам заплатить за чистку всех диванов, даже если они только вчера приехали из магазина.
Вернемся в нашу ситуацию. Как мы помним, в состав единого тарифа входит много чего, и в том числе — стоимость сортировки смешанных отходов, амортизационные отчисления за использования этой сортировки, а также плата за негативное воздействие на окружающую среду тех отходов, которые поедут на полигон.
Вы хотели накапливать отходы (свои отходы!) раздельно и отправлять их на переработку, потому что вы знаете, что таким образом количество смешанных отходов реально снижается чуть ли не вполовину. Но региональный оператор сказал, что он уже купил сортировочные мощности и раздельное накопление ему не нужно. Мы знаем, что сортировка смешанных ТКО оставляет очень много «хвостов», которые поедут на полигон и будут негативно воздействовать на окружающую среду. Таким образом, вы оплачиваете из своего кармана по приличным ценам неэффективную работу с фактически отнятыми у вас отходами. Или даже украденными.
Что из всего этого вытекает:
- Если мы изначально собственники своих отходов, то мы должны иметь безусловное право собирать их раздельно и сокращать тем самым платежи хотя бы в части сортировки и платы за негативное воздействие на окружающую среду. А может мы и вовсе откажемся от одноразовых пакетов и излишней упаковки?
- Законодатели должны поскорее зашить все дыры в законах и нормативно-правовой базе. Дырочки красиво на кружевах, а не в кодексах.
P.S. Я не против региональных операторов. Я против правил, по которым им приходится работать.
Если вам нравятся статьи автора, поддержите ее работу.