Жизненный путь этих художников разделают столетия. Дюрер творил в конце XV-го – первой четверти XVI века, а Хогарт уже в XVIII веке. Несмотря на это, в их живописных полотнах, гравюрах – множество общих черт.
Прежде всего, их творчество обращено к людям. Это именно художники — «гуманисты». Человек — вот «соль» их картин. Не пейзажи, ни натюрморты, ни батальные сцены...
Пионеры от искусства
И Альбрехт Дюрер, и Уильям Хогарт для своего времени выступили в качестве новаторов, первопроходцев.
Хогарт стоял у истоков национальной английской школы живописи, его влияние ощущалось очень долго.
Альбрехт Дюрер — яркий представитель эпохи Возрождения, а Уильям Хогарт — эпохи Просвещения. И это их опять же сближает и роднит. Можно сказать, что одна эпоха перетекает в другую, и оба художника, органично дополняют друг друга.
Дюрер оставил нам множество портретов своих современников, охотно брался он и за библейские сюжеты. И это не схоластическая живопись Средневековья, но стремление передать человека таким, каков он есть — с живым выражением лица и глаз, отражающим характер героя и даже род его занятий.
Таков, например, портрет Фридриха III Мудрого, саксонского курфюрста.
Пред нами человек с властным лицом, привыкший повелевать. Вместе с тем, в его глазах читается некоторая растерянность, тяжесть обремененности властью. Поговорка: «Тяжела ты, шапка Мономаха» — это как раз про него. Что же касается стиля, кажется, что в этом полотне еще сквозят отголоски средневековой манеры, хотя уже чувствуются веяния Ренессанса.
Предтеча
Хогарт — также маститый портретист — писал и жанровые сцены из современной ему английской жизни, передавая ее предельно достоверно. Его можно назвать одним из предтеч реализма. И не только. Многие его работы словно «заглядывают» в будущие живописи — в такие стили как импрессионизм.
Вот, к примеру, портрет «Девушка с креветками» — не зная, что это полотно XVIII столетия, можно сказать, что написано оно столетие спустя.
В жанре автопортрета
Художники обращались и к такому «вечному» жанру как автопортрет.
Известно несколько таких произведений Альбрехта Дюрера и Уильяма Хогарта.
В 1500 году первый создал свой автопортрет и сделал на нем надпись: «Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными красками».
Перед нами предстает человек с печатью мудрости и жизненного опыта на лице, несмотря на молодые годы. Его внешность аскетична и чем-то напоминает библейских подвижников веры. Это впечатление усиливают длинные волосы и борода.
Несколько работ в этом жанре оставил и Хогарт.
Вот «Автопортрет с собакой» — перед нами гладко выбритый «человек Нового времени», можно сказать, типичный буржуа от искусства. Его взгляд говорит об уверенности, о том, что он знает себе цену. Говорит о чувстве собственного достоинства.
Лоб «украшает» словно специально подчеркнутый шрам. Возможно, художник «заработал» его, дерясь на дуэли, чем гордился, и таким образом стремился передать свой характер.
Он также изобразил книги и мольберт. С последним все понятно — ясное указание на род занятий того, кто изображен. Ну, а книги, видимо, стремление подчеркнуть эрудированность и разносторонний круг интересов. И опять же обращение к ценностям эпохи Просвещения, в которой творил мастер.
И Дюрер, и Хогарт несомненно внесли огромный вклад в развитие европейской живописи, оказав значительное влияние на последующие поколения творцов.