Технические аспекты идущей беспощадной борьбы Роскомнадзора с Телеграмом интересны, но они не отвечают на принципиально иной вопрос, который, по всей видимости, скоро будет вынужден возникать, причем неотвратимо.
Власть встала перед очевидной проблемой: идти ли ей в вопросе блокировки до конца, рискуя с каждым днем не только репутацией (ну откуда там репутация, я умоляю), но и реальной устойчивостью системы. Роскомнадзор столкнулся с задачей, явно превосходящей интеллект его руководства, которое продолжает действовать по методу слона в посудной лавке. Фактически Роскомнадзор уже мало чем отличается от тех самых террористов, борьбой с которыми и прикрывается происходящее. Более того: по размеру ущерба только эти два дня равны тысячам полноценных терактов по всей территории страны. Пока проблема не носит критического характера, но и времени-то прошло всего два дня. Учитывая, как лихо рубит шашками Роскомнадзор, можно получить в какой-то момент сбой уже нелокального уровня.
Кроме того, не до конца ясно, как вообще поведет себя сама сеть, как система. Кто знает, как долго жаровские ребята могут выкашывать миллионы адресов без потери устойчивости всей сети. Может, долго. А может, в какой-то момент она начнет самопроизвольно сыпаться просто потому, что никто не любит варварского обращения с собой. Накапливаются сбои, растет непроизводительный трафик - при этом возможности каналов и их пропускная способность только уменьшаются благодаря террористическим атакам Роскомнадзора. В общем, тут мы снова углубляемся в дебри технических подробностей, которые в данном контексте не слишком важны. Важно то, что вероятность какой-либо катастрофы со стратегическими элементами системы при таких подходах только растет. И не учитывать эту угрозу не может даже настолько тупая власть, как российская.
Сегодня уже был утрачен контроль за заблокированными ранее ресурсами. Кто даст гарантию, что Жаров сдуру не пробьет дыру в каком-либо системообразующем банке, откуда утекут сотни миллиардов?
Однако прекратить государственный терроризм тоже нельзя: тем самым будет продемонстрирована слабость и утрата контроля. Это в рамках логики любого государства недопустимо, а для мафиозно-спецслужбистской России - чистой воды государственное преступление. Поэтому и возникает дилемма: либо продолжать блокировать невзирая на последствия, либо выходить из сложившейся ситуации, переложив ответственность на стрелочников. Очень удачно то, что буквально через три недели нынешнее правительство уходит в отставку, а потому руководство Роскомнадзора может быть отстранено без потери лица. Другой вопрос - выдержит ли российский интернет еще три недели ковровые бомбардировки?
Решение, безусловно, есть - приговор суда можно обжаловать и запустить по бюрократической процедуре, на время которой вернуть всё на исходные. Или зафиксировать на том месте, до которого уже успели разрушить государственные террористы. А за время паузы по-тихому всё-таки договориться с Дуровым полюбовно. Для Дурова принципиальным является лишь один вопрос: продолжение работы Телеграм, как видимое подтверждение гарантий со стороны администрации ресурса его работоспособности даже в экстремальных условиях. При этом Дуров даже особо ничем не рискует, так как (насколько я понимаю) ключей, из-за которых произошел весь сыр-бор у него всё равно нет: система шифрования сама себе ключ. Потому и передавать особо нечего.
Власть же может приписать себе победу, хотя в реальности всё равно все поймут произошедшее так, как оно есть на самом деле. Фактически, Дуров должен поступить с кремлевскими, как с ними поступают все западные партнеры: тщательно вытереть о них ноги, но дать возможность сохранить лицо. Хотя бы для своей безголовой паствы. Что при этом будут верещать пропагандисты с экрана - никого не беспокоит.
Так или иначе, но пока, скорее всего, попытки задавить будут продолжаться. Это наиболее простой метод, не требующий ни малейших умственных усилий. Но если неделю-дней десять Телеграм (а главное, российский интернет) выдержат, то придется менять стратегию. Хотя бы из чувства самосохранения.