"Третья газовая война", как уже окрестили начавшиеся после проигрыша в арбитраже действий Газпрома против Украины, будет серьезно зависеть от будущих кадровых решений в самом "Газпроме".
Слухи об отставке Миллера идут уже потоком, при этом к информации о нездоровье примешивается и сугубо аппаратная составляющая: проигрыш в арбитраже носил во многом субъективный характер, ошибки и просчеты стратегического характера приняли уже хронический вид, да и кресло Миллера, прямо скажем, очень уж лакомое. Одна зарплата с бонусами размером в бюджет неслабого города чего стоит. Плюс место в иерархии правящей ОПГ.
В такой ситуации "третья газовая" вполне может иметь характер "дембельского аккорда" Миллера, причем учитывая слаженность действий и их синхронность с решением арбитража, этот "аккорд" носит скорее проектный характер.
С одной стороны, "а вдруг получится". Задачу принуждения Европы к любви никто не отменял, поэтому шантаж Европы и ускорение решения проблемы наказания Украины объективны. В том или ином виде это придется делать - что Миллеру, что его преемникам. Переиграть стратегические просчеты десятилетней давности уже невозможно, приходится жить в реальности, где они состоялись. А это означает ожесточенную борьбу за ключевой рынок в условиях, когда противник перехватил контроль над важнейшим транзитным направлением, через которое идет порядка 40% всего экспорта Газпрома на этот самый рынок.
Решается проблема либо аннексией Украины, либо прокладкой обходных маршрутов. С аннексией не задалось, да и откровенно говоря, сама постановка вопроса выглядит несколько невменяемой. Борьбу за украинскую номенклатуру Кремль с треском проиграл, борьбу за народ Украины - ну, тут полный мрак, хотя какие могут быть общие интересы у мафии и олигархов с народом? Что они ему могут предложить? Сменить одних бандитов на других? Даже не смешно. Создать свою проски-силу из 20-миллионного русского населения Кремлю тоже не удалось, да и задачу никто не ставил. В общем, этот сценарий закрыт, а последствия провала на украинском направлении нужно будет санировать поколениями. Эту проблему Путин оставляет потомкам, свою задачу он выполнил - создал смертельного врага из вполне миролюбивого соседа.
С другой стороны, всегда есть шанс, что "газовая война" (как и любая война) может затянуться, тем более, что для быстрой победы ещё мало что готово. В таком случае "уходящий" Миллер может стать "злым полицейским", а его преемник сыграть в "доброго" и отыграть войну назад в обмен на благоприятный имидж более договороспособного менеджера. Понятно, что всё это театр и цирк, но правила есть правила, их для того и придумали, чтобы всё было предсказуемо.