Если российский президент Владимир Путин действительно хотел, чтобы нашу страну стали опасаться по любому поводу, своего он добился.
Общественное мнение в западной части несостоявшегося единого пространства от Лиссабона до Владивостока теперь более склонно видеть в России реальную угрозу своему благополучию, чем снисходительно смотреть на российские действия в ближнем и дальнем зарубежье как на дерзости непослушного подростка. В сознании жителей ЕС «русская угроза» теперь пострашнее иранских ракет и северокорейской бомбы.
И хотя во многом это результат массированной шумихи последних недель в европейских СМИ, результат есть результат. С которым уже нельзя не считаться.
В самых разных странах большинство людей теперь склонны считать именно Россию в полной или очень большой степени ответственной за отравления Сергея и Юлии Скрипалей, а сторонники российской невиновности составляют почти маргинальное меньшинство.
Из-за чего Россия стала восприниматься как реальная угроза, особенно жителями Великобритании.
Ещё несколько лет назад, даже в разгар украинского кризиса, отношение к РФ было, пожалуй, получше.
Конечно, в каждой стране сохраняется по 10-15% благодушных граждан. Однако совсем не они формируют общественный спрос на защиту от «русской угрозы». Спрос, на который не могут не реагировать выбираемые демократическим путём западные политики.
И, кстати сказать, уже совершенно неважно, насколько серьёзны доказательства против России, да и есть ли они вообще. Общественное мнение созрело. В последующих аналогичных инцидентах — а они, несомненно, рано или поздно снова возникнут в такой напряжённой атмосфере недоверия и страха — хватит и меньшего, чем презентация из пяти слайдов.
В русском языке есть пришедшая из блатного мира поговорка боятся — значит, уважают. Объяснить её западному человеку невозможно совсем. Но факт есть факт: Россию теперь боятся. Но вот уважают ли?
И, главное, как эти страхи, эта боязнь помогут преодолеть главные российские проблемы — слабую экономику, технологическую отсталость, углубляющееся неравенство и растущее невежество?