Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:05
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Мнения и аналитика INFOX.RU

Владислав Иноземцев
Российский экономист, социолог и политический деятель. Доктор экономических наук.

Об излюбленном лживом приеме путинской пропаганды

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Накануне недавно отмечавшегося Дня космонавтики ВЦИОМ — «наше всё» в определённом смысле слова — опубликовал результаты примечательного опроса, которые были немедленно распространены ведущими информационными агентствами.

Я хотел бы особо обратить внимание на эту публикацию потому, что она стала одной из многих в ряду, который формирует совершенно особый тип лжи, ниспровергаемой на россиян нынешней путинской пропагандой.

Вопрос, который ВЦИОМ поставил перед гражданами, сводился к тому, как они оценивают успехи России в освоении космоса. Вполне ожидаемо 84% опрошенных заявили, что Россия либо является в этом «единственным лидером» (24% ответов), либо «занимает передовые позиции наряду с другими странами» (60%) (см. wciom.ru ...) (статистика за 2018 г. показывает, между тем, что Россия осуществила всего 4 запуска космических аппаратов, тогда как США и Китай — по 11). Может быть, конечно, мнение граждан о том, как обстоят дела в освоении космического пространства и представляет для кого-то интерес, но для любого здравомыслящего человека должно быть ясно, что среднестатистический россиянин не влияет непосредственно на успехи или провалы в данной сфере и потому его личное мнение нисколько не определяет динамику данной отрасли (замечу, что 49% опрошенных заявили, что частному бизнесу в космическом секторе не место, и никаких достижений он сюда привнести не в состоянии — несмотря, например, на очевидные успехи той же SpaceX).

Однако сегодня мы видим нечто совершенно иное: российские службы опросов общественного мнения всё чаще исследуют взгляды граждан не на явления, отношение к которым людей действительно имеет определённое значение (как, например, к миграции), а на вещи, которые от людей никак не зависят. Донесение соответствующего «мнения» до широкой аудитории при этом способствует его восприятию в качестве уже не досужих рассуждений, а информации, воспрнимающейся с определённой степенью доверия. В итоге население ментально становится похожим на тлю или ленточных червей, которые размножаются, оплодотворяя самих себя (см. popmech.ru/science/...) — и просто прогуглив результаты широко рекламируемых опросов населения, любой может понять, насколько отечественная пропаганда «подсела» на данную методику влияния на человеческий мозг.

Хочу особо подчеркнуть, что этот креативнейший подход не является изобретением последних лет. Его одним из первых предложил известный «учёный», академик РАН, декан факультета мировой политики МГУ, руководитель Института менеджмента инноваций ВШЭ, трёхкратный депутат Думы и секретарь Совета Безопасности в приснопамятном 1998 г. Андрей Кокошин. В2006-м, в своей книге о «реальном суверенитете» (которым, естественно, обладает в современном мире чуть ли не одна только Россия) он писал, что «значительная часть американской политической элиты на протяжении уже всего периода после ликвидации отношений холодной войны, распада Организации Варшавского договора и Советского Союза демонстрирует стремление ослабить позиции России в мировой политике по целому ряду параметров» (Кокошин, Андрей. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе, Москва: Издательство «Европа», 2006, с. 29) — причём единственным аргументом в эту пользу выступают… опросы самих российских граждан, которые, по данным… само собой понятно, ВЦИОМ, считали, что дело обстоит именно так (см. прим. 33, с. 118 того же издания). С тех пор, как мы видим, знание вполне овладело массами, и подобный приём доказательства стал если и не основным в российских научных дискуссиях, то одним из самых распространённых в арсенале отечественных пропагандистов. Советский фильм «Люди и манекены» вошёл в историю из-за фразы героя Аркадия Райкина, который, обсуждая методы «доставания» дефицитных товаров, описал отношения между имевшими к ним доступ людьми словами: «Ты меня уважаешь. Я тебя уважаю. Мы с тобой — уважаемые люди». Именно так, судя по всему, и строят доказательство значимости современной России те, кто имеет в своём распоряжении средства влияния на общественное сознание. Вот только кто будет жить в нашей стране если этот метод окончательно привьётся — люди или манекены — пока не очень понятно…

Последние мнения
Григорий Трофимчук
Реклама