Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

18:56
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Как выросли уши у Чебурашки

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Он создал и Снежную королеву, и Попугая с Удавом, и Котенка по имени Гав, и варежку, которая стала щенком. А выставка, посвященная 90-летнему юбилею художника, называется «Шварцман, который нарисовал Чебурашку».

Леонид Аронович Шварцман, точнее «Леля», как его называют коллеги, вне зависимости от возраста, не просто известное, а священное в кругу аниматоров имя. А большинству зрителей оно ни о чем не скажет. Вот почему в названии выставки потребовалось уточнение: «Шварцман, который нарисовал Чебурашку», а также героев из «38 попугаев», «Котенка по имени Гав» и «Снежной королевы», «Аленького цветочка», гениальной «Варежки». И еще принял участие в семи десятках мультфильмов в качестве художника-постановщика, режиссера, и, прежде всего, создателя персонажей.

Творческая биография Леонида Шварцмана -- это фактически история «Союзмультфильма» (недаром эмблемой студии был его Чебурашка). Он пришел туда в 1948 году и сделал свой последний фильм в 2001-м. То есть выражение «несколько поколений выросло на его фильмах» в данном случае нисколько не преувеличение.

На выставке представлено более 250 экспонатов: эскизов, раскадровок, кукол, собранных из личного архива автора, его коллег, из музеев -- от «Аленького цветочка» (1952), с которого начался период работы Шварцмана в качестве художника-постановщика в творческой группе Льва Атаманова. И по сей день он вспоминает то время как самое счастливое. И до последней серии «Обезьянок», снятой в 1997 году. Среди работ нет ни одной копии, даже куклы оригинальные, авторские экземпляры. Есть даже настоящий «боевой» Чебурашка, который играл в серии про школу -- по нему видно, какой нелегкий труд у кукольного артиста. Экспонаты снабжены интереснейшими комментариями и воспоминаниями художника, как можно безошибочно догадаться по его созданиям, человека необыкновенной культуры, юмора и доброты.

В отличие от некоторых коллег (например, его ученика и сотрудника по многим фильмам Юрия Норштейна, который признавался, что поначалу недолюбливал мультипликацию и работал в «Союзмультфильме» вынуждено), Леонид Шварцман выбрал специализацию вполне осознанно. Однажды, сразу после войны, он попал на сеанс, где показывали трофейные мультфильмы. Среди них был диснеевский «Бэмби». Леонид Аронович вспоминает до сих пор, как его сосед шептал жене: «Ты посмотри, до чего дошло искусство дрессуры».

Впрочем, Шварцман, чем бы он ни занимался, всегда считал себя прежде всего художником. Поэтому на выставке создан отдельный зал, где представлены работы Шварцмана-живописца. Среди них есть и эскизы к гоголевской «Шинели». Юрий Борисович Норштейн уверяет, что его жена, художница Франческа Ярбусова, рисуя их Башмачкина, не видела этих старых «лелиных» работ (что естественно, поскольку этих ранних работ почти никто не видел). Но сходство поражает.

Дело тут, наверное, в том, что Леонид Шварцман обладает редким даром -- создавать таких точных, ярких, запоминающихся персонажей, глядя на которые кажется, что другими они и быть не могут. Взять того же многострадального Чебурашку, из-за которого ведется многолетняя борьба. Ведь нигде в книге не описана точно эта неведома зверушка. На первом эскизе 1968 года, который есть на выставке, видно, как мучительно рождался этот образ: укорачивались ножки, отрезался хвостик, а уши становились все больше и больше. И глаза все трогательнее и трогательнее, как у беззащитного ребенка. «Нерасторопный ребенок, которого хочется взять на руки», -- вот чего добивался от героя художник. Зато крокодил Гена придумался сразу, и с Шапокляк не было проблем -- такие эксцентричные старушки из прошлого века были хорошо знакомы Шварцману, родившемуся в 1920 году. Некоторые черты хулиганка получила от сотрудниц «Союзмультфильма», а некоторые -- от тещи художника. В эгоцентричной маме из «Варежки» многие узнавали коллег по студии, женщин, которые отдавались работе, не замечая ничего вокруг. А судью на собачьей площадке «сыграл» режиссер фильма Роман Качанов. Героев «Варежки», кстати, художник называет своими самыми любимыми.

Долго не получался Удав из «38 попугаев» -- сложно сделать обаятельным такое неприятное существо, как змея. А вот Попугай сначала был похож на директора студии Иосифа Боярского. Но затем все больше в нем проявлялись черты Владимира Ильича Ленина: «резкая жестикуляция и избыточная демагогия», как пишет Шварцман.

Почти все его персонажи имели прототипов. На выставке можно увидеть эскиз к фильму «Доверчивый дракон» (1988), где среди героев, сидящих за столом, знающий человек легко узнает весь цвет «Союзмультфильма»: вот бородатый Эдуард Назаров, вот лысина Норштейна, вот Светозар Русаков -- художник «Ну, погоди!».

Но за кажущейся легкостью и хулиганством скрывалась очень сложная, кропотливая, требующая не только природного таланта, но и постоянного совершенствования работа. «Самый захватывающий, таинственный и крайне нервический процесс -- рождение персонажа», -- говорит художник.

Даже из тех цитат, воспоминаний и комментариев, которые можно увидеть на выставке, видно, сколько усилий, знаний, жизненного опыта требовал каждый герой. Чтобы найти образ Раджи из «Золотой антилопы», художники пропадали в «Эрмитаже» и Пушкинском, искать удава ходили в зоопарк. Очень сложно давался образ Снежной королевы, но кажется, она и не могла быть другой. И вот по этому, а не по каким-то эфемерным причинам, фильм «Снежная королева» (1957, режиссер Лев Атаманов) вписан в золотой фонд мировой анимации. Когда его показывали недавно в Японии, на плакате была цитата Хаяо Миядзаки: «Этот фильм решил мою судьбу, и поэтому я люблю его».

Кстати, о Японии. Как известно, японцы сняли продолжение нашего «Чебурашки». Делали это они при участии российских аниматоров, например, художником-постановщиком фильма был Михаил Алдашин. То есть он, практически, работал Леонидом Шварцманом у японского Качанова. По всем отзывам, продолжение получилось крайне деликатым и симпатичным. Во время выставки будет организовано несколько показов японского «Чебурашки». А оригинального, вместе с другими фильмами Леонида Шварцмана, в том числе и совсем малознакомыми, будут крутить нон-стопом в одном из кинозалов галереи. В другом можно будет посмотреть документальны фильмы с участием юбиляра. Планируются многочисленные встречи с выдающимися российскими аниматорами, которые в разное время работали со Шварцманом. А также детские мастер-классы и другие полезные и веселые мероприятия.

Выставка проходит в «Галерее на Солянке» до 29 мая. За расписанием следите на ее сайте.

Цена двух билетов на «Щелкунчик» в Большом театре составит 100 тысяч рублей
Реклама