Прикосновения "живого" света, миллионы картин Брайана Ино, голографические Gorillaz, двойники Tokyo Hotel и прочие чудеса альтернативной реальности. Что происходит, когда научные изобретения соединяются с художественным творчеством, выяснится на международном фестивале аудиовизуального искусства Yota Space.
Они расказывают "сказзи"
В день открытия фестиваля, 5 декабря, любителей электронной музыки ждет большая концертная программа. В течение восьми часов на одной сцене выступит дюжина российских и зарубежных артистов. Десант небритых шведов и финнов разной степени флегматичности (Mesak, Masters of Skweee, Randy Barracuda, Pavan, Eero Johannes, Daniel Savio и другие) познакомит публику со стилем «скви». Название скандинавского изобретения, появившееся от искажения английского слова «squeeze», вполне отражает его суть – «выжать из синтезаторов как можно больше необычных звуков». Звучит это как минимал-техно с фанковыми пружинками и аналоговыми мелодиями со старых игровых приставок.
Нашим соотечественникам на фестивале отведено не последнее место. Несмотря на то, что москвичи Антон Кубиков и Максим Милютенко назвали свой дуэт в честь старинного компьютерного стандарта, они уже лет десять являются одними из самых востребованных электронщиков в нашей стране. SCSI-9 (читается как «Сказзи») пишут музыку для театральных постановок, выпускают сборники молодых российских музыкантов на своем лейбле Pro-Tez и устраивают техно-вечеринки по всей Европе. Дуэт угодил даже привередливым англичанам из клуба Fabric, получив от них прозвище «новых романтиков» клубной музыки. Компанию москвичам составят их протеже – квартет D-Pulse. Полтора года назад музыканты всей группой перебрались из родного Ижевска в Прагу, где продолжили шлифовку своего стиля, построенного на согревающем дип-хаусе.
Финальным синтезаторным аккордом станет выступление моднейших британцев Hot Chip, которые в первый раз приезжают в Россию. Повзрослевшие ботаники Алексис Тернер и Джо Годдард полюбились меломанам всего мира тем, что вывели деликатное и умное инди на клубный танцпол, попутно навострившись делать качественные ремиксы на чужие поп-хиты. До больших наград дело пока не дошло, но номинация на «Грэмми» в активе группы уже имеется. Hot Chip уважают старших: в списке их недавних работ значатся коллаборации с Робертом Уайаттом из Soft Machine, Питером Гэбриэлом и Бернардом Самнером из New Order. Осталось только познакомиться с Ино – и где, как не у нас.
Живые миллионы Брайана Ино
Самый важный гость фестиваля -- британец Брайан Ино, называющий себя «не-музыкантом», хотя еще в 70-е он создал почву для развития всей музыки "новой волны". Сегодняшний род занятий бывшего клавишника глэм-роковой группы Roxy Music не определишь в двух словах. Генератор идей, часто далеких от музыкальной сферы, теоретик культуры, изощренный студийный практик и новатор – это все о нем. Как продюсер и соавтор Ино приложил руку к лучшим альбомам Дэвида Боуи, Talking Heads и U2. Неудивительно, что молодые любители экспериментов со звуком, такие как американцы MGMT или французы Phoenix, относятся к Ино как к гуру, чьи идеи не всегда понятны, но неизменно работают.
Сегодня Ино пытается по-новому взглянуть на давнюю идею соединения звука и света, которую еще в начале прошлого века разрабатывал русский композитор Скрябин. Зримые плоды своего труда он продемонстрирует на выставке в виде инсталляции «77 Million Paintings». Она представляет собой компьютерную программу, в произвольном порядке соединяющую аудиосэмплы и фрагменты абстрактных картин.
Выйти за рамки жанра
Компания OneDotZero числится в зачинателях всего того, что будет происходить на фестивале. Еще в 1996 году она объединила под своим крылом пионеров цифрового визуального искусства, тогда еще авангардного и даже андеграудного. Вскоре появился и одноименный фестиваль, на котором были открыты такие имена, как Мишель Гондри, Спайк Джонс и Крис Каннингем.
Теперь OneDotZero представляет собой транснациональную корпорацию со штаб-квартирой в Лондоне, которая занимается не только распространением мультимедийного арт-продукта, но и его выпуском. Причем во всех возможных областях и видах: рекламные ролики, политические агитки, формальные эксперименты, анимация, образовательные программы, художественные перформансы или короткометражки. Все, что производится под маркой OneDotZero, объединяется стремлением выйти за рамки изученного. На нынешнем фестивале можно будет не только увидеть десять интерактивных инсталляций, но и попасть на лекции пионеров цифрового искусства.
Компания Musion живет альтернативной реальностью. С помощью технологии Eyeliner ее спецы собрали еще одну Мадонну, которая появилась в натуральную величину на церемонии вручения Grammy. Затем голографические Gorillaz явились на церемонию вручения наград MTV. Да что там, компания Musion устроила первый в мире голографический концертный тур, отправив туда целый виртуальный Tokio Hotel. Посетители фестиваля в Санк-Петербурге смогут убедиться на собственном опыте, каково это -- иметь цифрового двойника.
Самое нашумевшее творение английского художника Криса Левина (Chris Levine) -- королева Елизавета II в 3 D. Левинсоздает голографические портреты знаменитостей и занимается экспериментами в области светового дизайна. Например, придумал лазерный светильник Laserpod, который не только украшает интерьер, но осуществляет принципиально новый подход к освещению. На фестиваль Левин привезет свою новую работу «All right now», основанную на периферическом зрении. Что бы это ни было, название хорошее.
Джейсон Брюгге (Jason Bruges) -- тоже специалист по свету. Свои новаторские инсталляции он лихо интегрирует в архитектурную среду. Так, он установил на улицах Лондона светильники, которые меняли цвет в зависимости от цвета проезжавших машин. Лондон-брижд заставил менять цвет в зависимости от характера двигавшихся по нему людей. А последнее его лондонский аттракцион называется «Платформа №5» и представляет собой виртуальную платформу, по которой ходят виртуальные пассажиры в ожидании поезда. Она установлена на настоящей платформе с настоящими пассажирами, что создает совершенно магический эффект пересечения двух миров. В Санкт-Петербурге состоится мировая премьера его нового проекта.
Махать руками и топтать ногами
Студия United Visual Artists, как следует из названия, это творческое объединение британских мультимедийных артистов, которые иногда сбиваются в банду для создания произведений особо крупных размеров. На нынешнем фестивале будет представлена одна из самых популярных инсталляций объединения -- Voluma, для создания которой к художникам присоединились музыканты Massive Attack. Она представляет собой 47 мультисенсорных арт-объектов, которые оживают от человеческого прикосновения. По задумке, световые столбики «отражают реальность в измерении цифрового искусства». Один из важных постулатов для понимания этой реальности состоит в том, что основанное на достижениях технического прогресса, экспериментах и точных науках цифровое искусство не обязано нести никакого практического смысла. Потому что оно -- прежде всего искусство.
Об этом говорит и еще один гость фестиваля, Мехмет Актен, больше известный в артистических кругах как Memo. Сам он себя представляет так: «художник, музыкант, инженер, преподаватель, создатель игрушек, сумасшедший ученый, базирующейся в Лондоне, Великобритания». В основе его изобретений -- высокие технологии, их цель -- «незабываемые эстетические и эмоциональные впечатления». На фестивале инженер-художник покажает одно из самых радостных своих творений под названием Body Paint. Memo установит белый экран, который каждый посетитель может раскрасить соответственно своему настроению, характеру и темпераменту. Для создания очередного произведения надо просто махать руками под музыку.
Самое важное, что все объекты и экспонаты на фестивале можно трогать, дергать, гладить, кое-что даже топтать ногами. И, может быть, после этого словосочетание «цифровое аудиовизульное искусство» для многих перестанет быть набором сухих малопонятных слов.
Фестиваль проходит с 5 по 19 декабря в Санкт-Петербурге, в здании бывшего Фрунзенского универмага. Расписание и программа доступны на сайте фестиваля.