Стремление к уравниловке в распределении жизненных ресурсов - свойство не полностью созревшего мозга, говорят ученые. Потому что чем старше человек становится, тем он четче осознает вклад каждого участника.
Чувство справедливости определяет многие стороны жизни человека. Например, оно нередко служит основой для социальных конфликтов (вплоть до революций). Проследить, как это чувство развивается и видоизменяется с возрастом, попытались норвежские ученые. Их исследование показало, что в подростковый период происходит переход в сознании от всеобщей уравниловки (всем одинаково) до справедливости распределения в соответствии с вкладом каждого в получение ресурса.
Ингвильд Олмас (Ingvild Almas) и ее коллеги из Университета Осло (University of Oslo) и Норвежской школы экономики и управления бизнесом (Norwegian School of Economics and Business Administration) в Бергене работали с 486 школьниками с 5-го по 13-й класс нескольких норвежских школ. В Норвегии в 5-7-х классах учатся подростки 10-13 лет, в 8-10-х классах -- 14-18, а в 11-13-х классах -- 17-19 лет.
В эксперименте школьникам предлагали два занятия на выбор. На одной компьютерной странице они могли смотреть видео, слушать музыку, играть в игры, а на другой -- трудиться над задачами, за правильное решение которых давались баллы. 45 минут подростки могли переходить с одной страницы на другую и либо развлекаться, либо зарабатывать баллы, которые потом превращались в деньги.
Затем каждого школьника связывали по интернету с другим участником того же возраста. На двоих им полагалась сумма, совместно заработанная на решении задач. Одному участнику предлагалось разделить ее на двоих. Для этого ему предоставлялась информация о том, сколько времени он и его напарник потратили на решение задач, успешно или неуспешно они их решали и сколько баллов заработали.
Исследователи предполагали, что школьники в дележе денег будут руководствоваться двумя мотивациями -- своим интересом и справедливостью. Вот что показали результаты.
Всем поровну -- детский подход к проблеме
Школьники младших классов были склонны делить доходы приблизительно пополам вне зависимости от того, кто из партнеров заработал больше. Но по мере того, как подростки становились старше, они признавали все большее неравенство в распределении, если это неравенство было обусловлено большим трудовым вкладом другого участника. Степень такого неравного распределения увеличивалась от 5-го к 7-му классу и еще больше -- от 9-го к 13-му. Эта закономерность наблюдалась как у мальчиков, так и у девочек.
Ученые делают вывод, что с возрастом у подростков ослабляется эгалитаризм -- стремление ко всеобщему равенству и возрастает меритократизм -- признание права на разный доход в зависимости от заслуг. Это происходит по мере созревания мозга и подготавливает молодых людей к взрослой социальной жизни.
Результаты эксперимента опубликованы в последнем выпуске Science.