Джазовые мелодии и декорации с высотками Нью-Йорка, легендарный балет Баланчина и новая работа Алексея Ратманского. В рамках II Международного фестиваля Мстислава Ростроповича в Москве выступила труппа American Ballet Theater (ABT). Предыдущие гастроли АВТ в СССР состоялись в 1960 году – этот театр стал первой труппой из США, выступившей в нашей стране.
Так же, как и Парижская опера, недавно гостившая в Большом, ABT познакомила нас с краткой историей своего театра. Легендарные постановки – «Тема с вариациями» Баланчина и «Матросы на берегу» Джерома Роббинса - обрамляли программу. День сегодняшний был представлен постановкой хореографа-резидента ABT Алексея Ратманского («Семь сонат»), а вероятное будущее – балетом «Тройка», работой относительно молодого, но уже прославившегося постановкой танцев в фильме «Черный лебедь», хореографа Бенжамина Мильпье.
Прошлое
Программу открывала знаменитая «Тема с вариациями» Джорджа Баланчина, поставленная им специально для этой труппы (тогда еще просто Ballet Theater) в 1947 году. Получасовой опус был очень важен для самого Баланчина, включившего в него все знания о балете и балетной технике, полученные им когда-то в Петербурге. Для артиста же это нелегкое испытание -- каждый такт, перегруженный сложнейшими па в разных ракурсах, приходится танцевать с чистейшей техникой. Балеты Баланчина вообще танцевать тяжело, это признают и русские танцовщики, столкнувшиеся с его техникой на постановках в Большом и Мариинском (за соблюдением точности исполнения неустанно следит фонд Баланчина). И, конечно, когда приезжает американская труппа, где баланчиновская техника, в отличие от русских школ, преподается на первых уроках, ожидаешь, наконец, увидеть хрустальную ясность и точность. Что помешало АВТ продемонстрировать все это на заключительном спектакле - неизвестно. То ли усталость от гастролей, то ли непривычно покатая сцена (к такой за неделю не привыкнешь), но то, что кордебалет просто-напросто «валял» ногами, было очевидно. Ни тебе чистых поз épaulement, ни четкого вступления в музыку, ни даже банальных интервалов в линиях. Коренастый и техничный Герман Корнехо затмил свою партнершу Сару Лейн, тоже коренастую и техничную, но не изящную и не лиричную, что в этом балете довольно важно. Корнехо сорвал шквал аплодисментов после диагонали двойных ронд-анлеров, сделанных как будто на медленной перемотке, – это действительно завораживало. И все же те, кто ждал от «Темы с вариациями» близости к совершенству, были разочарованы.
Завершал программу АВТ балет «Fancy Free» («Матросы на берегу»), легший в основу замечательного фильма «Увольнение в город» с Джином Келли и Фрэнком Синатрой. Спектакль поставил легендарный американский хореограф Джером Роббинс еще в 1944 году. Представить гастроли ABT без «Матросов», конечно же, невозможно: эта работа Роббинса и Леонарда Берстайна, будущих авторов «Вестсайдской истории» -- историческая гордость театра. Неприхотливая история о трех морячках, получивших увольнительную на нью-йоркский берег и пытающихся составить компанию трем юным леди, до сих пор чарует своей простотой, юмором и залихватскими трюками. Джазовые мелодии и декорации с высотками Нью-Йорка переносят в золотую эпоху мюзикла, а солист Марсело Гомес чем-то напоминает бравурного Джина Келли.
Будущее
Мировая премьера «Тройки» Бенжамина Мильпье была задумана как оммаж творчеству Мстислава Ростроповича. Для «Тройки» хореограф выбрал фрагменты второй и третьей виолончельных сюит Баха, входивших в репертуар Ростроповича. На сцену вышли виолончелист Александр Князев, а также трое юношей, соло и дуэты которых плавно перетекают один в другой. Надо признаться, что из всей программы ABT именно эта постановка имела наименьший успех, и даже трогательный Даниил Симкин с его безупречными данными и отличной техникой не смог вытянуть ее на общий уровень гастролей. Мальчики то отплясывали гопак, то выполняли набор предсказуемых балетных па, но общий замысел постановки Мильпье остался неясным.
Настоящее
Несомненной удачей оказались «Семь сонат» Алексея Ратманского. Как и в номере Мильпье, музыкальный аккомпанемент обеспечивает только один инструмент, в данном случае -- рояль. Три пары в воздушных белых костюмах танцуют под музыку Скарлатти в исполнении пианистки Барбары Билач. В принципе, сюжета здесь можно и не найти, только вот Ратманский, как оказалось, замечательно продолжающий линию Баланчина, не забыл замечание классика о том, что если на сцене - мужчина и женщина, значит, сюжет уже есть. Каждый дуэт наполнен совершенно разными интонациями от томной лирики до лукавого озорства. Дуэты чередуются с трио и соло, а в конце сливаются в секстет. Вообще, хореография Ратманского стала заметно свободнее, как будто бы вся эта постановка явилась плодом импровизации. Жаль, что такие удачные спектакли мы можем увидеть лишь на гастролях. Но можно и порадоваться за будущее американского балета. Баланчин был бы рад такому преемнику.