Маг и кудесник Тим Бертон разобрался с «Алисой в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Михаэль Ханеке предчувствует войну в «Белой ленте». В комедии «О чем говорят мужчины» мужчины говорят о Жанне Фриске. «Камера 211» рекомендует, как выжить в тюрьме.
«Алиса в Стране чудес»
«Alice in Wonderland»
США, 2010
Режиссер Тим Бертон
В ролях: Миа Васиковска, Джонни Дэпп, Хелена Бонэм Картер, Энн Хэтэуэй, Алан Рикман, Майкл Шин, Стивен Фрай
С одной стороны, жаль, что экранизация гениальной абсурдистской сказки Льюиса Кэрролла не оказалась в руках у Тима Бертона времен расцвета его гения. Например, в паузе между «Марс атакует!» и «Сонной лощиной», о которых заставляют не без горькой ностальгии вспомнить его следующие работы «Чарли и шоколадная фабрика» и «Суинни Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит». С другой стороны, сказка о девочке, провалившейся из унылой сонной реальности в магический параллельный мир, как никакая другая заслуживает не только художественной смелости, но и богатой выделки. Насчет выделки, кажется, все в порядке. Студия Disney выдала мастеру на осуществление проекта $250 млн и 3D-технологии, которыми художник с таким размахом просто не мог не оскоромиться. Присутствует и смелость. Из оригинальной истории режиссер по большому счету извлек только персонажей и отдельные сюжетные ходы, скроив повествование по своему вкусу. По его версии, например, уже вымахавшая в девушку Алиса бежит в иное измерение не от скуки, а от нежеланного венца.
«Белая лента»
«Das Weisse Band -- Eine Deutche Kindergeshichte»
Германия--Франция--Италия--Австрия, 2009
Режиссер Михаэль Ханеке
В ролях: Сюзанна Лотар, Ульрих Тукур, Мариса Гровальдт, Кристиан Фридель
Германия, 1910-е, деревня, которая на первый взгляд кажется если не абсолютно счастливой, то абсолютно нормальной. Чем дальше в сюжетный лес, тем более подозрительной кажется эта идиллия. Священник уж больно строг по отношению к подведомственным ученикам приходской школы. Молодой учитель и его невеста чересчур молчаливы и покладисты. Врач как-то нехорошо поглядывает на дочку. Скелеты из хлипких семейных шкафов начинают валиться пачками, когда в деревне одна за другой случаются несколько трагедий: кто-то сжигает амбары, убивает женщин и издевается над детьми. Кто именно -- толком неясно до самого финала (тоже, впрочем, открытого и подразумевающего море трактовок). Постановщик «Пианистки», «Скрытого» и «Забавных игр» Михаэль Ханеке выписывает черно-белую картину мира, норовящего треснуть накануне большой войны, без трепета и лишних эмоций, но очень убедительно. Золотая пальмовая ветвь в Канне, один из главных фильмов внеконкурсной программы минувшего ММКФ.
«О чем говорят мужчины»
Россия, 2010
Режиссер Дмитрий Дьяченко
В ролях: Сергей Петрейков, Ростислав Хаит, Леонид Барац, Нина Русланова, Федор Добронравов, Сергей Никоненко, Жанна Фриске
Четверо москвичей средних лет, придумав благовидный повод для родных и близких, отправляются на машине в Одессу развеяться и отрешиться от столичного быта. В пути переживают несколько приключений, попадают в аварию, но в первую очередь треплются, обмениваясь байками, -- истории, естественно, подкреплены образным визуальным рядом. Как и картина «Наша Russia: яйца судьбы», фильм представляет собой набор разрозненных комических эпизодов, связанных ради полнометражного формата единой сюжетной нитью. В основу положен давно идущий в Москве спектакль «Квартета И» «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках». Хочется надеяться, что с продукцией Comedy Clud картину роднит только принцип сборки. Поскольку поставленный теми же силами «День радио» был вполне недурен, а «День выборов» и вовсе оказался самой фрондерской российской политической комедией последнего времени.
«Камера 211»
«Celda 211»
Испания--Франция, 2009
Режиссер Даниель Монсон
В ролях: Луис Тосар, Карлос Бардерм, Марта Этура
Главный герой устраивается охранником в тюрьму, где первым делом попадает в ситуацию отчасти в духе Чаплина, отчасти Кафки. При знакомстве с местом службы на молодого человека сначала обрушивается потолок, потом его помещают отдохнуть в камеру. Но вынуть забывают, потому что в заведении начинается масштабный мятеж, в результате которого героя берет под опеку подозрительно неразборчивый местный «крестный отец». До высокого художественного уровня французского «Пророка» Жака Одиара, тоже жизненного кино про то, как тюрьма делает настоящего человека из жалкой и аморфной массы, «Камера 211» не дотягивает, но посмотреть, кажется, ее стоит. В частности, картина стала фаворитом на вручении главной в Испании и в целом довольно престижной кинопремии «Гойя», где собрала восемь статуэток.