Фильм Карена Шахназарова по одноименному рассказу Антона Чехова русскую действительность не жалует. Режиссер решил осовременить чеховский рассказ и показать его злободневность.
Тяжелый фильм сделал Карен Шахназаров. Беспросветный и беспощадный. Как, собственно, и положено картине о доме умалишенных. Впрочем, в отличие от многочисленных отечественных и зарубежных предшественников Шахназаров не напирает на жестокости нравов в соответствующих заведениях или на физиологию безумия.
Формально «Палата № 6» снята как документальный телевизионный репортаж о странном докторе из провинциальной больницы, который сперва увлекся дискуссиями с одним из пациентов, затем рехнулся, а потом еще и инсульт заработал. Историю Рагина в серии интервью сообщают его коллеги, друзья и знакомые. Нарочитый «репортажный» стиль должен заставить нас пережить сюжет не как литературный, но как абсолютно реальный.
Камера Шахназарова упирается в лица «друга» доктора, соседки, санитара, молодого коллеги, которые охотно и сочувственно делятся своими наблюдениями за бедным доктором. Эти люди рассуждают с точки зрения «нормы», которая, получается, и убивает интеллект, превращая думающего человека в скотского обывателя.
Владимир Ильин, заслуженно получивший за роль Рагина актерского «Георгия» на Московском кинофестивале, как-то очень обыденно и незаметно сходит с ума от окружающей серости и пустоты. Он много и очень по-интеллигентски рассуждает о себе, жизни и ее смысле, не имея ни сил, ни желания что-либо предпринять.
Режиссер почти лишил свой фильм действия, которым пожертвовал в пользу разговоров. Чуть-чуть меняя лексику и корректируя бытовые детали, Шахназаров цитирует Чехова подробно и пространно, заставляя время от времени ежиться от точности и остроты фраз, не потерявших актуальность.
Большинство фильмов, приглашающих нас в мир безумных, показывает психушку как препятствие, преодолев которое, герои получают свободу, разрушают порочный круг насилия или совершают еще что-нибудь возвышенное и полезное для повышения человеческой самооценки. Жестокость «Палаты № 6» в том, что она -- как могила, выхода из которой не предвидится. Все там будем.
Но, тем не менее, Шахназаров не опускает руки. Он, похоже, относится к исчезающему типу режиссера-интеллигента, который искренне и страстно хочет достучаться до публики и заставить мыслящего человека содрогнуться, задуматься и что-то изменить в своей жизни. Не прятаться от ее мерзостей за удобной «философией», как делал это Рагин. Порыв этот, может, и покажется кому-то наивным и несколько анахроничным, но уважения он заслуживает.