Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

19:12
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Русские художественные вклады в Америке

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В Третьяковской галерее открылась экспозиция «Американские художники из Российской империи», на которой представлены работы более 40 живописцев и скульпторов, перебравшихся в первой трети XX века из царской, а затем и советской России в США и в той или иной мере сумевших освоиться и даже внести свой весомый вклад в культуру и искусство Нового Света.

Выставка, подготовленная американскими и российскими кураторами с привлечением фондов музея «Метрополитен», Вашингтонской национальной галереи, Художественного института Чикаго и еще около 30 музеев и частных собраний США, будет демонстрироваться в ГТГ на Крымском Валу до 13 сентября.

Бегство в Америку

Художественная «русская Америка» первой трети прошлого века выглядит не столь целостно и компактно по сравнению с «русским Берлином» и «русским Парижем». Возможно, это зависело от перекрывавших друг друга волн эмиграции, от разного культурного багажа, с которым приезжали в США выходцы из России. Некоторые из них, как «мирискусники» Сергей Судейкин, Борис Анисфельд или Борис Григорьев, приехали уже сложившимися художниками. Другие, как братья Мозес и Рафаэль Сойеры, стали художниками уже на новой родине. Третьи, подобно Осипу Цадкину, пересиживали в Штатах драмы второй мировой войны. Были еще и четвертые, и пятые… Какими только ветрами не заносило в Новый Свет выходцев из России. Вначале приезжали в поисках лучшей доли, выбираясь из литовских и белорусских местечек, из-за пресловутой черты оседлости. Потом бежали от погромов, а позднее и от большевистского террора, и от нацистских преследований. Последнее, понятно, уже касается тех, кто не нашел покоя и в Европе.

Русский вклад

Таким образом, в Америке нашли приют самые разные художники с самыми разными судьбами. С одной стороны, были Бен Бени, Бен Зион, Нина Шик, Бен Шан; с другой – Джон Грэхем, а на самом деле Иван Грацианович Домбровский -- польский аристократ, кавалерист Бригады Михаила Архангела, савинковец, чудом отпущенный ЧК в 1918 году, врангелевец, выбравшийся из Крыма в Париж, а затем в Нью-Йорк. Выучившийся уже в Америке, он поначалу увлекался неопримитивизмом, рисуя портреты воображаемых солдат-преображенцев, а затем стал одним из зачинателей абстрактного экспрессионизма и на этой почве подружился с Арчилом Горки, Джексоном Поллоком и Виллемом де Кунингом. И в этом случае действительно можно говорить о вкладе выходца из России в американское искусство. То же самое касается и армянина Арчила Горки (Возданика Адояна), бежавшего от турецкой резни 1914-1918 годов и ставшего одним из лидеров послевоенного action painting.

Русскость и интернационализм

Именно американскими художниками эмигранты становились, когда утрачивали национальную идентичность. О «русскости» некоторых художников местная критика отзывалась тогда с некоторым извиняющим сочувствием. Как, например, о цикле «Расея» Бориса Григорьева («живописец-сказитель русского террора») или о картинах Бориса Анисфельда («он обладает сильным чувством цвета, обостренным так, что порой граничит с варварством, в чем проявляются его славянские корни»). Возможно, поэтому, не желая терять «своего» зрителя, художник-визионер и фантаст на грани сюрреализма Павел Челищев завещал в будущем передать свой opus magnum – панно «Феномен» Третьяковской галерее. Кстати, это единственный экспонат из российских музеев, который демонстрируется на нынешней выставке.

Монохромам абстракционистов Марка Ротко и Жюля Олитского, а также деревянным аккумуляциям скульпторши Луизы Невельсон можно лишь при определенной направленности ума и особом желании подобрать российские корни в виде опусов «амазонки авангарда» Ольги Розановой и архитектонов Казимира Малевича. Вопрос лишь в том, нужно ли настаивать на этой «русскости», при том что contemporary art давно стало интернациональным. С этим до конца дней не мог примириться один из последних «художников из Российской империи» Борис Шаляпин, писавший гневные статьи против абстракционизма («Война против лжи в искусстве»). Этот его вклад в борьбу с модернизмом в свое время оценила министр культуры СССР Екатерина Фурцева, пригласившая художника в Москву. Почти фотографическими рисунками сына знаменитого певца нынешняя выставка и завершается.

Цена двух билетов на «Щелкунчик» в Большом театре составит 100 тысяч рублей
Реклама