Книжные новинки: в романе Александра Терехова ведутся раскопки окаменелого советского прошлого; Бермудский треугольник на четверых придумал Алексей Слаповский; звездный копипейст собран в благотворительном сборнике, средства от которого пойдут на поддержку хосписов.
Александр Терехов «Каменный мост»
М.: АСТ, 2009
«Каменный мост» Александра Терехова -- затянувшееся романное расследование одной загадочной драмы 1943 года. Тогда в Москве погибли дети высокопоставленных родителей -- Нина Уманская и Владимир Шахурин. Мальчик убил девочку, а потом застрелился сам из-за несчастной любви -- эту версию в романе прорабатывает группа сексуально озабоченных эфэсбэшников. Автор вываливает на читателя груду документальных свидетельств, не особо заботясь, сложатся ли они вообще хоть в какой-то примечательный узор. Поэтому громоздкому роману сразу оказывается необходим противовес. Эту роль и выполняют многочисленные эротические сцены.
Попытка удержать повествовательное равновесие выглядит примерно так: на один вопрос из прошлого приходится этическая дилемма из настоящего, причем отнюдь не из области политики, а из области личных отношений. Не менее притягательной загадкой, чем странная гибель советских Ромео и Джульетты, становится вопрос, почему сталинская элита не оставила после себя воспоминаний и свидетельств. К примеру, даже фашистские офицеры вели дневники. Это о 1930-40-х. А вот герой из 2000-х корчится в завистливых муках от того, что где-то еще, возможно, существует семейная верность: «И я не верю, что бывает по-другому, мне теперь важно, чтобы ни у кого никогда не получилось по-другому». Поэтому герои и находятся в вечном сексуальном поиске, в котором даже детективный интерес к погибшей полвека назад юной красавице обретает некрофильский оттенок. Груз нашего общего советского прошлого сравнивается с тяжестью самого что ни на есть персонального одиночества. Действительно, с чем еще сравнивать сталинский апокалипсис -- ведь не с путинским же безвременьем. Таким образом Александр Терехов и выстроил свой «Каменный мост». В новом романе есть переклички со знаменитым трифоновским произведением, однако его скорее можно назвать постмодернистским «Домом на набережной». Стоит предупредить читателя, что 800-страничное расследование заканчивается на манер телесериального «Кто убил Лору Палмер?».
«Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно»
М.: Фонд помощи хосписам «Вера», Эксмо, 2009
Если писатель гордо заявляет, что никогда не будет писать по заказу, это не всегда делает ему честь. Бывают случаи, когда умение быстро сочинить новый текст оказывается одним из доказательств владения писательским мастерством. Практика благотворительных сборников, обычная для западного книгоиздания, в России пока только приживается. Помнится, когда у нас перевели подобный сборник «Совсем другие истории», в котором поучаствовали Салман Рушди и Гюнтер Грасс, нигде не указали, куда пойдут деньги от продаж. В новой «Книге, ради которой объединились писатели...» подробно разъясняется идея проекта, рассказывается о хосписах, которым и поступят средства от продаж. В звездном сборнике поучаствовали Виктор Пелевин и Владимир Сорокин, Людмила Петрушевская и Татьяна Толстая, Владимир Войнович и Евгений Гришковец, Эдуард Лимонов и Борис Гребенщиков. Здесь поселились революционеры и пираты, деревенские девушки и городские старые девы, донжуаны и эмигранты. А салат «Мимоза» оказался приправлен слегка размякшими ягодами черемухи.
Два десятка авторов расставили в порядке алфавитной очереди. Начинается «Книга, ради которой...» фрагментом из новой повести Бориса Акунина. Есть куски из романов Дины Рубиной и Марины Москвиной. Вырванные отрывки выглядят довольно сиротливо, даже напрашивается сравнение с депонированием научных текстов. Владимир Маканин дал ранее опубликованную «Однодневную войну», Захар Прилепин -- тоже уже известный рассказ «Бабушка, осы, арбуз». Подобным образом поступили многие. «Свежачок» здесь тоже найти можно, но его мало. Конечно, в идеале благотворительные сборники должны выстраиваться из текстов, написанных по заказу. Как говорится, если уж помогать, так со вкусом. Возможно, составителям стоит больше обращаться к тем авторам, кто готов к более творческому сотрудничеству.
Алексей Слаповский «Пропавшие в Бермудии»
М.: АСТ, 2009
В новом романе Алексей Слаповский рассказывает, что будет, если удовлетворить все желания отдельно взятой столичной буржуазной семьи. Его герои -- финансист, бывшая певица и их дети-подростки, отправившись на отдых, катаются на небольшом самолете где-то в районе Бермудского треугольника. Каждый думает о своем. Финансист хотел бы жить по принципу «Фигаро здесь, Фигаро там» -- быть одновременно и у жены, и у любовницы, проворачивать свои делишки, но оставаться добрым папой для сыновей. Жена в своих мечтах забывает мужа и возвращается к карьере поп-звезды. Дети думают отдохнуть друг от друга и поиграть в компьютерные игры недельку-другую.
Все это действительно случается: герой получает в свое распоряжение несколько двойников и сочетает семейную обязаловку с гульбой. Дети «отрываются» по полной, а жена поет в свое удовольствие. Подобные трюки происходят в обычных столичных семьях и без всякого волшебства. Однако автор обещал сказку, а значит, ему нужно призвать заигравшихся героев к ответу и соорудить в финале какую-нибудь мораль. Семья перемещается в волшебную страну Бермудию, где люди живут вечно и где все их желания исполняются. В Бермудии уже обитают множество якобы пропавших людей: пираты и ученые, принцы и футболисты. Здесь есть даже самый настоящий Элвис Пресли, сочиняющий гениальные, но надоевшие всем песни. Мальчики попадают в местную школу, где их в основном пичкают примерами относительности всего -- добра и зла, ума и глупости. Повествование начинает отчаянно тормозить и оживляется только тогда, когда герой-финансист придумывает местную валюту и испытывает на Бермудии «шоковую терапию».