В Московском музее современного искусства на Петровке открылась экспозиция Кирилла Данелии «The Greatest Hits». При том что название у выставки довольно амбициозное, представленные на ней коллажи и ассамбляжи сына известного кинорежиссера напоминают всего лишь ремейки опусов мастеров русского авангарда. Подобными постановками Данелия-младший занимается уже лет 20. Собственно, и сама выставка посвящена этому творческому юбилею.
В народе говорят, что на детях талантливых людей природа отдыхает. Однако к Кириллу Данелии это не относится. В его случае природа и окружение, кажется, стараются вовсю, чтобы вывести отпрыска известной фамилии на какую-нибудь художественную орбиту. Конечно, работают и имя, и некоторые члены клана: к примеру, больше всего художника выставляла и выставляет московская галерея «Пан-Дан» («Дан» -- сокращенное Данелия). Но и сам Кирилл проявляет немалую активность. Лет десять тому назад он открыл собственную галерею, торгующую восточным антиквариатом и антиками, и оказался довольно разборчивым знатоком. Видимо, тяга к вещам, к предметному миру в целом у него природная. Поэтому, вероятно, в молодости он пошел учиться на постановочный факультет школы-студии МХАТ, где приобрел профессиональные навыки, а вместе с ними и подход к изобразительному искусству, которое кажется ему чем-то вроде театральной постановки.
С тем, какой «спектакль» нужно ставить, у художника проблем не было. В конце 80-х годов из запрещенных советской идеологией глубин на выставочную поверхность вышло искусство классического русского авангарда. Многие тогда в одночасье стали малевичеведами, татлинистами и штеренберговцами. Одни изучали авангард, другие его подделывали. Кирилл Данелия нашел свой путь. Он решил поставить спектакль, который можно было бы условно назвать «Богемный быт авангарда» с той лишь разницей, что вместо натуральной сценографии он занимался изготовлением натюрмортов. Из найденных на блошиных рынках игральных карт, граммофонных пластинок, старинных бутылок и кофейных турок, из непригодного театрального реквизита – разбитых музыкальных инструментов и мебели он начал склеивать и свинчивать картины-ассамбляжи (от французского assemblage – монтаж, сборка). В итоге получались своеобразные реконструкции завтраков и вообще застолий авангардистов. По виду, естественно, незамысловатых и бедных, выложенных на газетных обрывках и мешковине: понятно ведь, что речь идет о непризнанных гениях. К тому же о париях общества, возмутителях спокойствия и персонажах нередко буйных: видимо, поэтому у Данелии так часто встречаются бутылки и переломанные венские стулья. Если не принимать в расчет подобие живописи, с помощью которой художник пытается придать всему монтажу некую целостность, то иные такие опусы могут отдаленно напомнить знатоку авангарда композиции Пуни, Штеренберга или даже Татлина. Однако чрезмерная аккуратность склеек и нескрываемый трепет перед старинной вещью выдают руку не современного художника, а любителя ретро и в целом знатока антиквариата. В чем нельзя не заметить истинного природного дарования Кирилла Данелии.