В Центральном доме художника открылся традиционный весенний Российский антикварный салон (AS). По счету 26-й, он выглядит весьма скромно: строй галерей, постоянных участниц салонов, поредел на треть, да и заманчивых вещей совсем немного. Понятно, что виной тому пресловутый кризис.
Чтобы поднять дух у антикваров и посетителей, устроители салона в качестве специального проекта впустили в аванзал выставку «Эпоха императора Николая I (1825-1855). Искусство парада. Живопись, графика и скульптура из частных собраний».
Схватка гусара и улана
Выставка, посвященная «отражению жизни армии в творчестве отечественных и иностранных мастеров», пожалуй, несколько опоздала: ей бы открыться 23 февраля. Хотя, с другой стороны, она должна порадовать Александра Кибовского, руководителя федеральной службы Росохранкультура, при поддержки которой и проходит салон. Как известно, г-н Кибовский большой знаток исторической военной униформы. Куратор самой выставки, коллекционер Сергей Подстаницкий, полагает, что отечественные музеи прежде выказывали пренебрежение в отношении русской батальной живописи, а потому, дескать, ее списывали из фондов и распродавали за рубеж, и лишь благодаря деятельности нынешних собирателей она возвращает в культурную сферу.
Разумеется, это не совсем соответствует истине. И потом, в батальной живописи нужно бы разобраться. Одно дело, когда лицезреешь героический «Эпизод из кампании 1812-1814 годов. Атаку французских кирасир на русскую пехоту», воссозданный спустя 30 лет после антинаполеоновских войн Карлом Шульцем, другое -- когда видишь опять же «эпизоды», но подавления освободительных восстаний поляков и венгров в 1830 и в 1848 году русскими войсками, которые сервильно изобразили Альбрехт Адам, Богдан Виллевальде или Хейнрих Амброз. Особенно показателен эпизод «Схватка гусара и улана» Виллевальде, где видно, как русский гусар рубит безоружного польского улана. И тут становится как-то неловко. Правда, если все это рассматривать с точки зрения любителя униформы, то дискомфорт пропадает. Впрочем, к чести коллекционеров нужно отметить, что они показали очень неплохие подборки акварельных портретов и миниатюр кисти Михаила Теребенева, Михаила Микешина, Отто Эстеррейха и других.
Коридор «В»
В зависимости от того, подняла или не подняла дух «парадная» выставка, можно осматривать всю VIP-зону второго этажа или только выборочно. Для экономии времени лучше всего сразу войти в центр своеобразного каре, где по сторонам коридора под литерой «B» расположены боксы наиболее интересных галерей. Галлеев-галерея выступила хотя и небольшой экспозицией, но осмысленной, посвятив свою выставку русским художникам, учившимся и работавшим в начале XX века в Мюнхене. Понятно, что здесь идет речь о, так сказать, «круге Кандинского» -- об Алексее Явленском, Марианне Веревкиной, Владимире Бехтееве, то есть о круге, в котором вызревал экспрессионизм будущего знаменитого объединения «Синий всадник». Вещи, в том числе и самого Кандинского, небольшие, но качественные. Скорее всего, они поступили от наследников Бехтеева, который в 1920-е годы зачем-то вернулся в Советскую Россию. Ранние этюды Игоря Грабаря взяли на выставку, вероятно, лишь для полноты показа русской диаспоры в Мюнхене.
Галерея «Элизиум» также представила тематическую выставку, правда, экспонировала ее менее осмысленно. Большая подборка графики художников «Общества станковистов» (ОСТа) развешана так, как это можно было сделать в товарном вагоне: по трем стенам от пола и до потолка. Тем не менее, скрючившись или встав на цыпочки, можно не без удовольствия обнаружить рисунки Юрия Пименова, Александра Тышлера, Александра Лабаса, Давида Штеренберга и других мастеров советского сдержанного модернизма 1920-х годов. В соседнем же боксе, в галерее «2.36»,устроена персональная выставка одного из основателей ОСТа, Андрея Гончарова. Правда, работы все поздние -- 1960-х годов, периода хрущевской оттепели, времен «либерального» МОСХа, с которыми, похоже, решили расстаться наследники мастера. Сама по себе живопись добротная. Однако не совсем понятно, кому будут нужны исключительно камерные и даже интимные портреты близких и друзей Андрея Дмитриевича. Разве что лишь как «Типажи» (так называется выставка)?
Арьергард
Выход за пределы коридора «B» особых эстетических открытий и удовольствий не сулит. К примеру, новоявленная галерея Karodrago решила «раскрутить» творческое наследие учеников Ильи Машкова и Петра Кончаловского -- Григория Сретенского и Нины Стеньшинской. Однако название выставки «Наследие «Бубнового валета» к выставленным картинам отношения не имеет. Ничего авангардного в портретах и натюрмортах нет. Чему могли научить своих подопечных престарелые Машков и Кончаловский, как не «сырой» и неряшливой живописи, в которой стерся и намек на первоначальный мускулистый сезаннизм? Такой «сырости» в советской живописи 1950-1960-х предостаточно. С другой стороны, арт-рынку требуется хотя бы и такая малообогащенная руда. И антиквары методично продолжают разрабатывать заброшенные шахты советского искусства.
Начав с парада и униформ, этим же и закончим. В «арьергарде» салона, то есть в самом дальнем его конце, еще одна новоявленная галерея Art of War демонстрирует выставку «Оружие и доспехи самураев». Помимо всевозможного холодного оружия здесь продают еще и расписные ширмы. А что еще может быть нужнее этого в наше кризисное время?