«Аэрофлот», первая российская компания, вошедшая в ТОП-10 рейтинга авторитетнейшего в мире авиации журнала Airline Business, неожиданно стал объектом нападок СМИ. Причем, нападок, что называется, на пустом месте: по странным и бездоказательным обвинениям, никак не связанным со сферой деятельности компании. О том, что это может означать, Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, рассуждает в своей статье в «Российской газете».
«Многие пороки, бичуемые нами как «родимые пятна проклятого прошлого», спустя некоторое время реализуются странами, которые мы привыкли считать более передовыми. Которые, оказывается, идут по тому же пути либеральной деградации и разложения, что и мы, - пишет Делягин в статье «Аэрофлот – линия атаки». - Мы привыкли справедливо сетовать на неправовой характер российского государства. И с ужасом убедились за последние полтора десятилетия – на примере сначала Югославии, потом Ирака, а теперь Ливии и Сирии, – что мировая политика ведется на внеправовой основе, что международное право умерло. И уголовные «понятия» вытесняют писаные законы примерно так же, как это было у нас два десятилетия назад, в начале эпохи национального предательства».
Есть основания опасаться, что архаизация, вытеснение закона «понятиями», распространяется и на глобальное коммерческое регулирование, считает политолог. И ситуация с «Аэрофлотом», по его мнению, ярко это иллюстрирует.
Надо признать, что предубеждение в отношении компании, еще недавно прочно ассоциировавшейся с «советским» сервисом, в последнее время стала меняться. С приходом нового топ-менеджмента в компанию, многие граждане заметили, что летать «Аэрофлотом» зачастую удобнее, чем некоторыми зарубежными компаниям и – и уж определенно дешевле. «Для меня самого стало неожиданностью, когда оказалось, что, выбирая рейсы по принципу «цена/качество/удобство», я в основном, как это ни странно, летаю «Аэрофлотом», -- признается Делягин. В общем, за последние два года пассажиры потихоньку привыкали к новому образу знакомого бренда, а профессиональное сообщество – к тому, что авиакомпания становится призером престижных премий и занимает топовые позиции в международных рейтингах. И вдруг – вал скандалов, причем, что называется, ни с чего.
И сами скандалы-то какие-то глупые. «Ущемление интересов работающих в компании гомосексуалистов, которым не дали пропагандировать свои привычки так, что один из них даже фиктивно женился… Иск от малоизвестной американской компании в Калифорнии, руководство которой обвинило местных представителей «Аэрофлота» в вымогательстве (через несколько месяцев после того, как они были обвинены в мошенничестве)… Наконец, гнуснейшая история с «Лантой» и «Санрайз-тур». Один из крупнейших туроператоров страны с 20-летней историей был обанкрочен с тяжкими последствиями для тысяч его клиентов. В адрес «Аэрофлота» звучат обвинения в разрушительной «зачистки» туристического рынка в интересах туркомпании «второго эшелона», связанной с его топ-менеджером», -- перечисляет Делягин.
Но главное даже не это. «Весьма показательно, что все эти обвинения выдвигаются не «по горячим следам», а позже – как раз после того, как гендиректора «Аэрофлота» Савельева угораздило полностью и во всем поддержать Владимира Путина», -- отмечает политолог. Странная связка? Ничуть, считает он. «Ведь все названные скандалы начинались в разное время, а выстрелили практически одномоментно: после высказываний Савельева, выделивших его из толпы руководителей госкомпаний, которые если и не выступили против Путина прямо и однозначно, как лидеры либерального клана, вроде Чубайса и Кудрина, то, во всяком случае, воздержались от его слишком однозначной поддержки», -- замечает Делягин. А Виталий Савельев прямо и однозначно прокомментировал программную статью Владимира Путина «О наших экономических задачах», опубликованную в газете «Ведомости», безоговорочно встав на его сторону. Более того, отмечает политолог, Савельев еще и обозначил перспективы реализации предложений, изложенных премьером, заявив: «Абсолютно поддерживаю идею ориентации на инновационное развитие российской экономики. Хочу отметить, что «Аэрофлот» активно участвует во внедрении инноваций».
«Именно этот излишний энтузиазм главы «Аэрофлота», которого молва не связывает напрямую с ключевыми группировками – и, соответственно, с защитой, которую они могут обеспечить, – сегодня, похоже, выходит госкомпании боком в ситуации, когда старые понятия сменяются новыми, демократическими, -- считает Делягин. -- Возможно, на примере Савельева всем заинтересованным лицам – пока мягко, корректно, но весьма убедительно – показывают, что хвалить и поддерживать «промахнувшегося Акелу» больше не надо».
Насколько правдоподобна версия известного политолога о политической подоплеке кампании, развернувшейся против «Аэрофлота», мы, возможно, никогда не узнаем. Но есть у этой кампании и положительный результат. Трудно усомниться, что заказчики ее требовали «нарыть компромат» со всей возможной страстью. И если результатом этой деятельности стали столь странные обвинения: можно утверждать, что «Аэрофлот» сегодня – одна из немногих крупных российских компаний, у которой нет «скелетов в шкафу».