Очевидно, что вторым после Ливии наиболее вероятным регионом, куда могут переехать ИГИЛовцы после поражения в Ираке и Сирии, может стать Афганистан.
Эта страна - одна из самых бедных в мире и замыкает третью сотню в мире по ВВП на душу населения. В Афганистане не затихают боевые действия несмотря на то, что здесь присутствуют американские военнослужащие.
Защитят ли американцы Афганистан от ИГ?
Очевидной заслугой американских войск, возглавлявших международный контингент в Афганистане численностью около 50 000 чел. из 48 стран, стало вытеснение «Аль-Каиды» и ликвидация Усамы Бен Ладена. На сегодняшний день иностранный воинский контингент ограничивается в основном американцами, численность которых Барак Обама обещает сохранить на уровне десяти тысяч человек.
Однако эти успехи породили и новое явление: Исламское Государство (запрещенное в России), насчитывающее более 30000 боевиков, а на место Бен Ладена пришел новоявленный «халиф» ИГ Абу Бакр аль-Багдади. Совершенно очевидно, что все эти боевики быстро и одновременно не переберутся в Афганистан, но замминистра иностранных дел России Карасин сообщил, что уже сейчас в этой стране находится около 6000 сторонников ИГ. Это не считая Талибан (запрещенная в России организация), который ни на один день не прекращал свою войну против правительства Афганистана и международных сил коалиции. Буквально на днях боевики совершили обстрел Кабула с целью уничтожить Госсекретаря США Джона Керри, который приехал сюда с неожиданным визитом. Такой расклад сил показывает, что американцы так и не смогли обеспечить полный контроль над страной и гарантировать стабильность Президенту Афганистана Ашрафу Гани и его правительству.
Теперь, когда начался обратный приток беженцев из Европы и Турции, ИГИЛовцы не преминут воспользоваться ситуацией и укрепить свой контингент в Афганистане. Американцам, в этом случае, опять придется искать помощи у очередной «международной коалиции», а, возможно, и у России. Совершенно очевидно, что приход ИГ в Афганистан вполне реален в том случае, если ситуация в этой стране дестабилизируется в результате действий Талибан или других террористических группировок.
Дойдет ли ИГ до Таджикистана?
Таджикистан вряд ли заинтересует ИГ. Уже почти 20 лет после окончания гражданской войны Таджикистан не переживает серьезных политических потрясений. Президент Имомали Рахмон прочно находится у власти, а оппозиция, получив в свое время треть мест в парламенте Таджикистана, перестала быть активный политическим катализатором.
В военном отношении, российское присутствие в виде 210 военной базы численностью 8000 чел. гарантирует наличие серьезной военной силы, и даже сокращение российских пограничников и переход границы под контроль таджикских внутренних войск вряд ли даст возможность боевикам добраться до Таджикистана.
В прессе периодически появляются сообщения об участии таджикских граждан в отрядах ИГ в Сирии и Ираке, но их не много, а те, кто есть – это те, кто работают в России и потянулись за деньгами, и вряд ли могут стать опорой для ИГ в Таджикистане.
Не случайно на карте ВВС Таджикистан не присутствует в качестве местоположения исламистских боевиков, что свидетельствует о том, что даже западные специалисты не рассматривают Таджикистан в качестве будущей базы ИГ.