Психологи из Шотландии и США выяснили, что человек оценивает собеседника вначале по голосу, и происходит это всего за первые 300-500 миллисекунд общения.
Как утверждают авторы, всего одного «здравствуйте» достаточно, чтобы наш мозг сформировал суждение о незнакомце. А вот визуальное восприятие внешности собеседника, как оказалось, вовсе не так важно, оно включается уже потом.
Психологи протестировали 320 добровольцев, к которым незнакомые им люди обращались с приветствием. После этого краткого разговора они должны были рассказать о своем первом впечатлении и оценить незнакомцев по нескольким параметрам. Например, сообщить о том, вызывают ли эти люди у них доверие, чувствуют ли они их превосходство над собой или же наоборот подчиненное положение, насколько они доброжелательны, уверенны в себе и привлекательны. Оказалось, что впечатление от первых звуков слова «здравствуйте» решает, в первую очередь, можно или нет доверять этому человеку, насколько уверенно он себя чувствует, и испытывает ли он чувство превосходства над вами. Причем, при дальнейшем, более тесном общении участники эксперимента не изменили своего мнения о новых знакомых.
Как показало исследование, тембр голоса также имеет большое значение. Например, максимальное доверие у собеседника вызывают мужчины, у которых тон голоса немного повышен. А вот женщины, которые оказывают подобное впечатление на окружающих, обладают тембром голоса, который плавно меняется. Склонность к доминированию участники эксперимента определяли по понижению тона, а также по монотонности произнесения.
Ученые считают, что корни удивительной возможности сознания человека давать столь быструю оценку собеседнику, уходят в далекое прошлое - в самое начало формирования вида Homo sapiens. Тогда первым людям, чтобы выжить, необходимо было как можно быстрее понять, стоит ли доверять встретившемуся человеку или же он настроен враждебно.
«Вполне возможно, что именно такая оценка возникла у людей первой, ведь это необходимо было виду для выживания», - говорит ведущий автор исследования доктор Фил МакАлир (Phil McAleer) из Университета Глазго.
По словам авторов работы, их исследование поможет в подборе более «правильных» голосов для автоответчиков, для обучающих систем, в которых используется речь человека, для систем голосовой помощи.
Статья психологов опубликована в последнем выпуске журнала PLoS ONE.