Больше трети товаров в российских магазинах одежды -- это фиктивные незарегистрированные бренды, констатируют отраслевые эксперты. Поставки, которые аккумулировал Черкизовский рынок, распределились по шести другим торговым площадкам Москвы.
Согласно исследованиям Rustm.net («Российские торговые марки»), до 35% ассортимента одежды мультибрендовых магазинов в России состоит из фиктивных незарегистрированных торговых марок. А доля неформальных («серых») рынков в ВВП России превышает 40%, что для торговли считается критичным. В 1998 году этот показатель был ниже среднего и составлял 27%.
В период с 2006 по 2009 год доля неформальной («серой») составляющей рынка (более 70%) одежды превышала в три раза формальную (белую) (более 20%).
Ликвидация Черкизовского рынка в Москве временно парализовала значительную часть рынка одежды в регионах. По предварительным оценкам, Черкизовский рынок в качестве оптово-логистического узла использовали около 4,2 тыс. российских производителей и торговых компаний, реализовывавших здесь до 750 млн изделий в год, констатируют исследователи.
Функции Черкизовского рынка после его закрытия, по данным аналитиков, выполняют центры «Эмирал» площадью 280 тыс. кв. м (владелец -- Симон Юсуфов), «Садовод» и ТЯК «Москва» площадью 300 тыс. кв. м (владелец -- Зарах Илиев), «Лужники» площадью 40 тыс. кв. м (владелец -- Владимир Алешин), «Балашиха» площадью 70 тыс. кв. м (владельцы -- Чжан Хайпу и Лев Леваев,), «Владыкино» площадью 10 тыс. кв. м (владельцы -- Михаил Чжао, Луй Дзень Джу).
По мнению руководителя центра «Российские торговые марки» Андрея Магарика, «закрытие Черкизовского рынка ни к чему хорошему не привело». «Разрушен логистический центр, гигантская инфраструктура. Еще в 2007 году мы предсказывали крах этого рынка, потому что был переизбыток. С одной стороны, хорошо, что показали, что такого не должно быть, но все же урон развитию сектора дешевой одежды это нанесло», -- уверяет эксперт.
С закрытием Черкизовского рынка московские розничные магазины сейчас стали брать на себя функции оптовых баз. «Белых сетей осталась маленькая часть, зато увеличилась доля черного, криминального сектора торговли (подпольное производство, незарегистрированные торговые марки). Черный сектор полностью бесконтрольный, его доля будет разнесена по рознице», -- говорит Андрей Магарик.
Основная задача -- создание национального рынка, оптово-логистических узлов, желательно где-нибудь за МКАД, считает Андрей Магарик. «Это будет выгодно и отрасли, и государству, и москвичам. Нужна огромная кропотливая работа -- борьба с контрафактом. Но пока для этого не отлажены механизмы», -- говорит он.
Черкизовский рынок был временно закрыт в июне 2009 года, в июле этого же года ликвидирован решением правительства Москвы. Бывшие совладельцы -- предприниматели Зарах Илиев и Тельман Исмаилов. На месте рынка планируется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса.