На чем будут ездить российские автомобилисты -- зависит от экономической стабильности. Специалисты прогнозируют несколько вариантов развития автомобильного рынка. Согласно самому оптимистичному прогнозу, объемы продаж в России вырастут несмотря на кризис. Такой же точки зрения придерживаются и продавцы популярных марок машин.
Сложная экономическая ситуация внесла коррективы в планы автодилеров и покупателей. При всей ее сложности дела обстоят не так плохо, именно такого мнения придерживаются менеджеры по продажам самых популярных марок -- Ford, Mazda, Chevrolet, Hyundai, Mitsubishi. Как пояснил специалист по продажам Ford, бестселлер российского рынка Ford Focus удерживает позиции. Конечно, объемы продаж упали, но машины все же продолжают покупать, разница лишь в том, что до кризиса клиенты приходили в автосалоны с заемными деньгами, а сейчас -- со своими. Сегодня банки дают в долг далеко не всем, а проценты по кредитам выросли почти в два раза. Если совсем недавно можно было взять автокредит под 9%, то сегодня ставка поднялась в ряде случаев до 22%. Также увеличились необходимый для кредита пакет документов и первоначальный взнос. В результате доля кредитных машин стала равна доле покупаемых за наличные.
У официального дилера Hyundai, по словам менеджера, объем продаж недорогих моделей упал в среднем на 10%. Основной причиной падения спроса также являются отказы банков в выдаче кредитов. В то же время число желающих приобрести машину за наличные прибавилось. Сложнее дела обстоят у популярной Mitsubishi. Как пояснил сотрудник одного из дилерских центров, продажи сократились в связи со снижением поставок автомобилей. Из-за нестабильной ситуации многие покупатели отказываются ждать машину долго. Из имеющихся в наличии машин 60% продаются в кредит, а 40% -- за наличные.
На Chevrolet Lacetti и Aveo спрос сохранился на уровне сентября текущего года. В первую очередь это вызвано желанием потребителей вложить деньги, к тому же на все автомобили перед Новым годом предоставляются хорошие скидки. Немаловажен для покупателей и тот факт, что с первого января 2009 года машины подорожают. Совокупность же всех этих факторов удерживает спрос на недорогие авто почти на докризисном уровне.
И все-таки структура рынка меняется. Наблюдается тенденция отказа от машин премиум-класса в пользу более дешевых, однако такие случаи нечасты. Люди продолжают покупать дорогие авто, желая выгодно вложить деньги. В условиях финансовой нестабильности автомобиль (даже с учетом ежегодной амортизации) более ликвиден, чем «валютная корзина».
По мнению экспертов аналитического агентства «Автостат», автомобильный рынок в России может развиваться по нескольким сценариям. Самый оптимистичный из них предполагает, что уже к середине следующего года мировая финансовая система пойдет на поправку, а значит, автомобильный рынок переживет 2009 год с наименьшими потерями. При таком варианте в следующем году продажи машин поднимутся до уровня 2,6 млн автомобилей в год. И возможно, уже в 2010 году объем продаж достигнет 3 млн, а к началу 2012 года поднимется до 4 млн проданных единиц.
Если же предположить, что наша страна находится в начальной стадии кризиса, то последующие несколько лет принесут множество серьезных изменений в российской экономике -- снижение ВВП, рост безработицы, остановку крупных предприятий и значительное ухудшение уровня жизни населения. В такой ситуации объем продаж автомобилей в России вернется к уровню 2006 года, то есть к показателю примерно 2 млн машин. На сокращение продаж может повлиять и предстоящее повышение пошлин на ввозимые автомобили -- импорт сократится. С другой стороны, собираемые в России автомобили будут более востребованны.
Согласно данным Федеральной таможенной службы, за девять месяцев 2008 года на территорию России было ввезено более 1,57 млн легковых автомобилей. Порядка 1,27 млн единиц -- новые машины. Секонд-хенд занимает всего 20% от общего объема ввозимой техники. После вступления в силу закона о новых тарифах на ввоз авто на эти 20% претендуют машины отечественной сборки.