Краткосрочные долги регионов России в течение двух лет вырастут в два раза, предупреждает агентство S&P. Уже сейчас в группе риска находятся четыре региона. S&P оценивает не все, а только наиболее стабильные регионы, предупреждают аналитики. Если бы агентство оценивало Северный Кавказ и Московскую область, группа риска была бы более представительной.
По оценкам рейтингового агентства Standard & Poor`s (S&P), в 2010-2011 годах сумма предстоящих выплат по долгу российских регионов будет расти быстрее, чем их текущие бюджетные доходы, и потребности регионов в рефинансировании долга увеличатся в четыре раза. Если регион не сможет погасить долг самостоятельно и не найдет источников для его рефинансирования, ему грозит дефолт. Сейчас в группе риска находятся четыре региона.
По оценкам агентства, к концу 2011 года объем краткосрочного (то есть подлежащего погашению в ближайшие 12 месяцев) долга регионов и муниципалитетов достигнет 400 млрд руб., то есть почти удвоится по сравнению с уровнем 2008 года.
В 2009 году впервые за последнее время консолидированный текущий профицит российских регионов снизился до более низкого уровня, чем выплаты по долговым обязательствам. Это говорит о необходимости рефинансирования долгов регионов. В 2010-2011 годах их потребности в рефинансировании увеличатся в четыре раза, примерно до 125 млрд руб., а без учета кредитов из федерального бюджета потребности в рефинансировании возрастут с почти нулевого значения в 2009 году до 72 млрд руб. в 2011 году, говорится в докладе S&P.
Агентство рассчитывает рейтинги только 23 российских регионов и муниципалитетов, из них рискам рефинансирования подвергается почти половина. В лучшем положении находятся те регионы и города, которые минимально используют заимствования (Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург), и те, у которых ожидаемый в среднесрочной перспективе текущий профицит значительно превышает ожидаемую величину краткосрочного долга (Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, Башкортостан). Более восприимчивы к риску рефинансирования регионы, удовлетворяющие свои потребности в финансовых ресурсах почти исключительно за счет выпуска облигаций (Якутия, Самарская область, Красноярский край). Но благодаря равномерному распределению сроков погашения долга дефолт им вряд ли грозит. Те регионы и муниципалитеты, которые привлекают ресурсы в основном за счет краткосрочных банковских кредитов (Новосибирск, Тверская область, Волгоградская область, Дзержинск), оказываются наиболее уязвимыми.
Если текущий профицит Москвы в 2011 году будет превышать объем выплат по долгу более чем в четыре раза, то профицит Иркутской области будет примерно равен объему выплат, а выплаты Волгоградской области будут почти в два раза превышать располагаемые регионом доходы. Следовательно, даже если все свои свободные доходы область направит на погашение долга, еще столько же ей придется где-то перезанять, чтобы погасить его полностью.
«Если регион не найдет рефинансирование и не погасит свой долг вовремя и в полном объеме, это будет дефолт», -- говорит старший аналитик направления «Региональные и муниципальные финансы» S&P Карен Вартапетов.
Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов обращает внимание на то, что регионы, имеющие худшие рейтинги S&P, не обязательно являются наиболее уязвимыми перед дефолтом в целом в России. «Те регионы, которые попадают в рейтинг агентства, уже отличаются улучшенным состоянием, -- говорит он. -- Если администрация муниципалитета или региона находится на грани дефолта, вряд ли она будет обращаться к рейтинговым агентствам. Во-первых, это требует определенных денежных затрат, а во-вторых, что плохой рейтинг такой администрации покажет инвестору?» Экономиста удивляет, что Тверскую область S&P тоже отнесло к группе риска. «Регионы Северного Кавказа, если бы они оказались в рейтинге, находились бы в нем явно гораздо ниже», -- уверен Владимир Климанов. Даже огромный потенциал погашения долговых обязательств Москвы он считает не столь безусловным. «Наверное, и он когда-то исчерпается, -- полагает глава института. -- Некоторые сигналы к этому уже есть. Например, последние перераспределения поступлений от налога на имущество и от акцизов состоялись не в пользу Москвы».
Но Карен Вартапетов сомневается, что федеральные власти не придут на помощь регионам и муниципалитетам, стоящим на грани дефолта. Он напоминает об официальном заявлении Минфина, что министерство не допустит дефолтов регионов. В 2009 году федеральное правительство значительно увеличило финансовую помощь регионам, в том числе в виде бюджетных кредитов. «В бюджете 2010 года заложено 25-процентное сокращение финансовой поддержки субъектов федерации. В условиях снижения помощи риски несвоевременного рефинансирования, конечно, возрастают, -- говорит Карен Вартапетов. -- Но тем не менее мы не можем с уверенностью утверждать, что федеральные власти не придут на помощь регионам, которые без этой помощи допустят дефолт». По прогнозу агентства, около 25% долга регионов и муниципалитетов к концу 2010 года составят их долг федеральному правительству.
Из двух с лишним десятков субъектов федерации и муниципалитетов, рейтинги которых поддерживает конкурирующее с S&P агентство Moody`s, худший рейтинг имеет Московская область. «В основном это связано с неясными перспективами дочерних предприятий региона», -- объясняет вице-президент-старший аналитик Moody`s Александр Проклов. Но он отмечает, что региональные рейтинги агентства не свидетельствуют о возможности дефолта у кого-либо из рейтингуемых регионов в ближайшее время. «Мы ожидаем, что собственные ресурсы основной массы рейтингуемых администраций достаточны для своевременного обслуживания долга, -- говорит Александр Проклов. -- Кроме того, мы учитываем, что определенная поддержка (как прямая, так и косвенная) может быть предоставлена со стороны федеральных властей».
Свой прогноз развития сектора российских региональных и муниципальных администраций Moody`s планирует представить в мае текущего года.