Больше половины запрещенных залов игровых автоматов продолжают работу -- они просто сменили вывески, признали в правовом департаменте МВД. Участники рынка считают оценки министерства заниженными: игорный бизнес вырос после запрета, а спецзоны, выделенные для казино, не работают.
В России работает игорный бизнес, запрещенный с июля 2009 года. Казино и клубы игровых автоматов используют дыры в законе и скрываются под чужими вывесками. Об этом пишет заместитель начальника правового департамента МВД России, профессор Иван Соловьев в статье, присланной Infox.ru.
Согласно федеральному закону № 244 от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» с 1 июля 2009 года азартные игры разрешены в России лишь в четырех зонах: «Азов-сити» на границе Краснодарского края и Ростовской области, «Сибирская монета» на Алтае, «Янтарная» в Калининградской области и «Приморье» в Приморском крае. «Фактически все они до сих пор работают только на бумаге», – констатирует юрист.
Большая часть крупных казино и игровых клубов с вступлением закона в силу закрылись. «В то же время владельцы игровых клубов поменьше замаскировались и продолжают отъем денег у азартных граждан, либо просто сняв вывеску, либо изменив название своих заведений на клубы «мгновенных лотерей» или компьютерных игр», – говорит Иван Соловьев.
Под видом залов для проведения стимулирующих лотерей сейчас работает больше половины всех бывших залов игровых автоматов, сообщает он со ссылкой на экспертную оценку. Только в Москве в настоящее время действует не менее 200 нелегальных казино и игровых залов. В случае проверок переделанное под лотерейное оборудование изымается. «При этом ряд представителей игровой индустрии оказывают активное противодействие органам внутренних дел при изъятии игорного оборудования, – рассказывает Иван Соловьев в статье. – Так, зафиксированы случаи, когда игорное оборудование закатывалось в бетон, приваривалось к стальным цельным конструкциям, крепилось с помощью специальных технологий, что существенно затрудняло, а в некоторых случаях исключало возможность его изъятия».
В годы расцвета по рентабельности (около 50%) игорный бизнес обгонял такие доходные отрасли, как металлургия, добыча и переработка нефти и газа. «Вполне естественно, что владельцы бизнеса, связанного с осуществлением азартных игр, не спешили просто так отказываться от налаженной инфраструктуры – помещений, оборудования, смежного бизнеса в виде реализации алкогольных напитков и так далее – и готовой проигрываться клиентуры, ввиду чего изобретались различные предлоги для того, чтобы при минимальных потерях и без переезда в игровые зоны иметь возможность продолжать работу», – говорит профессор.
По его словам, «вопрос законности переделки игровых автоматов в лотерейные ни в одном российском нормативном правовом акте своего отражения не нашел, а российский сегмент интернета пестрит предложениями о переделке по цене от 5 до 7 тысяч рублей игровых автоматов в лотерейные». На начало 2010 года только в Москве насчитывалось около 80 лотерейных клубов, тогда как до вступления в силу закона № 244 не было зарегистрировано ни одного.
По оценке президента национальной ассоциации букмекеров Олега Журавского, объем рынка игровых автоматов достиг примерно 30% того уровня, который был до запрета на них, причем количество игровых залов растет. И это только легальный бизнес, есть еще подпольный, который сейчас процветает». «Это очень грустно, так как в результате могут запретить вообще все», – сетует Олег Журавский.
По мнению начальника юридического отдела компании «Джекпот» Алексея Тарасова, игорный рынок даже вырос по сравнению с его объемами до вступления закона № 244 в силу. «Сейчас открыто намного больше залов, половина из них работает нелегально и не платит никаких налогов, – говорит он. – Вторая половина налоги платит и занимается всевозможными стимулирующими лотереями – тем же, чем и до закрытия казино, но просто под другим названием. Объем только этой, «легальной», части рынка превышает объем игрового рынка до закрытия игорных заведений». По его оценке, залов стало «намного больше»: «На всех точках, откуда мы ушли, другими организациями уже открыты игорные заведения».
По данным Федерального казначейства, налог на игорный бизнес принес консолидированному бюджету государства в 2008 году 26,4 млрд руб., 6 млрд из которых поступили в московский бюджет, 3,5 млрд – в санкт-петербургский. «Раньше налоги платились с каждого автомата, – говорит Алексей Тарасов. – Это было прозрачно и выгодно для государства. А сейчас непонятно, куда идут эти деньги».
Иван Соловьев считает, что ликвидация нелегального игорного бизнеса требует внесения поправок в законы «О лотереях», «О связи», в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Кроме этого, по его словам, нужно выработать «четкие критерии того, что является игровым клубом, что букмекерской конторой, что просто прячется под затонированными окнами и продолжает свою незаконную деятельность, в сочетании с эффективной оперативно-профилактической работой правоохранительных органов в связке с общественностью и органами исполнительной власти на местах».