Очередная волна мирового кризиса будет вызвана резким скачком инфляции, полагают экономисты. Основные фондовые рынки рухнут, но в России можно будет заработать на акциях нефтегазовых концернов.
Рост опасений по поводу возможного скачка инфляции в мире в ближайшие годы приведет к обрушению фондовых рынков, опасаются ведущие экономисты. Бюджеты многих экономик мира из-за кризиса стали дефицитными, и пока ситуация только ухудшается. В середине февраля главный экономист МВФ Оливье Бланшар заявил, что Центробанкам стоит ориентироваться на более высокий уровень целевой инфляции, чтобы снизить шансы повторения серьезной рецессии. Хотя МВФ делает акцент на увеличении гибкости макроэкономической политики, более высокая инфляция могла бы стать действенным механизмом и для решения долговых проблем, помогая девальвировать долг.
«Данное заявление МВФ шокировало многих, так как оно фактически означает попытку пересмотра существующей парадигмы макроэкономического регулирования, краеугольным камнем которой является низкая инфляция, -- говорит директор аналитического департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов. -- Если подобные идеи появляются на таком уровне, значит, инфляционный сценарий преодоления последствий кризиса действительно является реальным».
«Как только инфляционные ожидания начнут усиливаться, а произойдет это по мере восстановления потребительского спроса, фондовые рынки могут испытать жесточайшую коррекцию», -- говорит он. Экономист ожидает, что инфляция начнет расти уже в 2011 году.
Рост инфляции ведет к росту издержек компаний, рассказывает главный экономист «Ай Ти Инвест» Сергей Егишянц. «Переложить на конечного потребителя они могут лишь часть роста издержек, ибо частный спрос слаб, так что рост потребительских цен повлечет сокращение объемов покупок. К тому же в любом случае цены на сырье растут активнее отпускных цен производителей и тем более конечных потребительских. Соответственно, такое соотношение означает сокращение прибылей фирм по всей цепочке, от переработчиков и обрабатывающего сектора до сферы услуг, включая транспорт и торговлю. Поэтому и считается, что во время инфляционных всплесков участники рынка настроены негативно по адресу акций, кроме сырьевых».
Финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич объясняет, что в ожидании более высоких темпов инфляции инвесторы требуют большей доходности от облигаций. Если же в конечном итоге облигации будут иметь достаточно высокую доходность, то это снизит привлекательность вложений в рисковые акции. «Зачем покупать активы с ненормируемой доходностью, если можно получить не меньше под фиксированные проценты?» -- спрашивает эксперт.
Он допускает раскручивание маховика цен за счет роста стоимости основного сырья (продукты питания, металлы, энергия), так как деньги, которые раньше направлялись на кредиты экономике, в любом случае нужно куда-то вложить. «Однако есть обоснованные доказательства, что ожидаемый инвесторами более высокий темп роста цен не исправит ситуации. Какая разница, сколько закладывать в ожидания? Это и есть порочная инфляционная спираль. Финансовые площадки быстро скорректируются под «новую реальность». Позднее потребуется повысить ориентир до 6-8%», -- говорит Александр Купцикевич.
Он предлагает другой способ покрытия дефицита бюджета, который позволит избежать искажения динамики фондовых рынков, -- ужесточение регулирования, способное заставить банки покупать гособлигации по «нужным» государству ставкам. «Одновременно сделать 2-процентный ориентир по инфляции достаточно устойчивым, чтобы избежать нулевых процентных ставок, -- продолжает он. -- Наиболее важная проблема ближайших лет -- это государственные долги, и от того, как она будет решаться, зависит многое в будущей динамике фондовых площадок и валютных рынков».
«На западных фондовых рынках снижение вероятно не только в случае инфляции, но и в случае дефляции, -- отмечает главный экономист компании «Ай Ти Инвест» Сергей Егишянц. -- В случае инфляции возможно снижение индексов на Западе на несколько десятков процентов. В России в случае резкого подскока инфляции и, следовательно, мощного подорожания нефти, наоборот, все будет весело и радостно, нефтяные и газовые бумаги улетят в небеса».
Однако эксперт считает, что шансы на такое развитие событий невелики. Центробанки уже выразили свое недовольство идеей МВФ об увеличении целевого уровня инфляции, напоминает Сергей Егишянц: «Думаю, эта идея не реализуется».
Руководитель аналитического департамента BNP Paribas в России Юлия Цепляева считает, что в 2010 году есть предпосылки для снижения инфляции. «Но это эффект не от структурных изменений в экономике, а реакция на кризис: потребители пересмотрели модель поведения. Потребление сократилось, хотя доходы упали в меньшей степени», -- говорит экономист. По ее прогнозу, инфляция по итогам 2010 года может достигнуть 8%. Но в 2011 году ее рост ускорится. «Мы можем вернуться к двузначным показателям. Пока повышение тарифов естественных монополий отложили, но это ненадолго», -- полагает Юлия Цепляева.
Инвесторы в России и на Западе реагируют на такие изменения по-разному. Западному инвестору рост инфляции сигнализирует о предстоящем снижении ставок Центробанками, и он соответствующим образом реагирует. «В России рынок отзывается на инфляцию, как на любую другую статистику», -- констатирует экономист.