«Российские железные дороги» засекретили работу экспертов, оценивающих износ колесных пар скоростного поезда «Сапсан». Проект переведен в режим коммерческой тайны, сообщают источники Infox.ru. Информация о технических проблемах проекта вряд ли может быть признана коммерческой тайной, недоумевают юристы.
Сотрудники Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава РЖД (ОАО ВНИКТИ, город Коломна Московской области) в четверг подписали дополнительные договоры о секретности и о неразглашении коммерческой тайны, сообщили Infox.ru источники, близкие к проекту «Сапсан». По неофициальной информации, причиной засекречивания работы института стал повышенный износ колесных пар скоростного поезда «Сапсан», над установлением причин которого работают во ВНИКТИ. В случае разглашения сотрудником коммерческой тайны дополнительный договор предусматривает его увольнение, рассказывают источники.
Образец колесной пары поезда «Сапсан» для экспертизы причин повреждения был доставлен во ВНИКТИ в начале января. «На каждом колесе поезда за месяц регулярной эксплуатации образовались выщерблины глубиной 6 мм и шириной около 1 см, -- рассказал один из источников. -- Выщерблины дали трещины на глубину еще 6 мм. Это катастрофически сильный износ для такого маленького пробега -- всего 40 тыс. км».
По словам специалиста, выщерблины возникли из-за того, что «контактное пятно (площадь соединения колес с рельсами. -- Infox.ru) у «Сапсана» маленькое, поэтому в нем возникают высокие контактные давления, что и приводит к усиленному износу металла». «Профиль колеса новый, металл из Германии, -- говорит другой источник в институте. -- Возможно, износ происходит из-за конструкции тележек, из-за состава металла, из-за температурного режима… Точные причины устанавливаются».
Многие пассажиры «Сапсана» отмечают, что ни разу не видели, чтобы скорость поезда превысила 199 км/ч (в вагонах установлены электронные индикаторы скорости), хотя в декабре 2009 году на одном участке пути она достигала 250 км/ч.
2 февраля стало известно, что глубина продаж билетов на рейсы «Сапсана» уменьшена с обычных 45 суток до 15 суток. Вечером того же дня пресс-служба РЖД объявила, что это сделано для проведения «технологических работ», но уже 3 февраля РЖД возобновили продажу билетов за 45 суток. В тот же день в ходе встречи с главой РЖД Владимиром Якуниным председатель правительства России Владимир Путин поинтересовался, как идет работа по проекту «Сапсан». «Серьезных проблем не возникает», -- ответил глава РЖД. 5 февраля президент Siemens (производит «Сапсаны») в России и Средней Азии Дитрих Меллер признал проблемы с колесными парами поезда.
10 февраля старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович заявил, что помимо восьми уже купленных «Сапсанов» РЖД планирует до июля 2010 года закупить еще два поезда «Сапсан». Он также заявил, что компания изучает возможность эксплуатации высокоскоростных поездов французской компании Alstom на маршруте Москва--Санкт-Петербург. «Под французские поезда Alstom как-то модернизировать существующую инфраструктуру определенно не получится, надо строить что-то новое, – рассуждает генеральный директор InfraNews Алексей Безбородов. – А чтобы запустить движение этих поездов только по маршруту Москва--Санкт-Петербург, это потребует огромных денег, €30-35 млрд».
Общая стоимость проекта «Сапсан» к настоящему моменту составила не менее 45 млрд руб. По сообщениям пресс-службы РЖД, восемь поездов «Сапсан» обошлись РЖД в €276 млн (около 11,75 млрд руб.), договор на техническое обслуживание поездов в течение 30 лет стоил €354,1 млн (15,07 млрд руб.), модернизация железнодорожной инфраструктуры между Москвой и Санкт-Петербургом (включающая реконструкцию земляного полотна, верхнего строения пути, контактной сети и тяговых подстанций, укладку высокоскоростных стрелочных переводов и так далее) -- еще 15,4 млрд руб., более 3 млрд руб. ушло на реконструкцию и оснащение современным оборудованием депо «Металлострой», в котором обслуживаются поезда «Сапсан».
«Информация о неполадках вряд ли может быть признана коммерческой тайной, если из нее нельзя почерпнуть информацию о технологии производства», -- говорит председатель московской коллегии адвокатов юридической группы «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов. Он рассказывает, что вопросы коммерческой тайны и секрета производства регулирует статья 75 Гражданского кодекса. «Согласно этой статье, любую информацию, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, юридическое лицо может признать коммерческой тайной и принять меры по ее сохранности. На документах, которые содержат в себе эту тайну, обязательно должны быть сделаны соответствующие пометки, должен быть приказ, что такие-то сведения относятся к коммерческой тайне», -- говорит Игорь Дубов. По его словам, «оценку того, является ли какая-либо информация коммерческой тайной, должен давать суд или иной орган, который рассматривает соответствующий спор».