Корпорация Expedia, крупнейший в США и один из крупнейших в мире сервисов, позволяющий бронировать авиабилеты и отели, арендовывать автомобили и оказывающий прочие услуги для туристов, купит в России нишевую турфирму, которую переформатирует в call-центр своей системы. Туроператоры ждут резкого ужесточения конкуренции систем онлайн-бронирования на российском рынке.
«Насколько я знаю, у Expedia есть планы покупки небольшой компании в России для использования в качестве полноценного call-центра», -- говорит менеджер российской турфирмы. Сейчас система Expedia.com включает в себя более 100 тыс. отелей в 900 точках земного шара.
До последнего времени американская корпорация пробовала выйти на рынок через партнерские соглашения с российскими операторами. Expedia Inc. заключила с турфирмой «Карлсон Туризм» договор о предоставлении через сайты российской компании своих услуг еще в июне, но система заработала полноценно лишь чуть более месяца назад. «Несколько месяцев ушло на согласование технических деталей работы системы Expedia на нашем сайте, -- объясняет начальник отдела продаж «Карлсон Туризм» Елена Иванова. -- С конца октября система полноценно функционирует».
До заключения сделки с «Карлсон Туризм» бизнес Expedia.com был ориентирован лишь на конечного потребителя, говорит она. «Договор с нами стал первой b2b-сделкой (business to business, то есть предоставление компаниями услуг не конечным потребителям, а другим компаниям. -- Infox.ru), заключенной Expedia в России. Эта сделка стала первым пробным шагом Expedia в сфере b2b», -- рассказывает Елена Иванова.
Заместитель директора компании «Оптима Турс» (основным проектом компании является сайт бронирования гостиниц Hotels.ru) Андрей Богданов заметил, что Expedia.com стала утверждаться в России еще раньше. «Открою секрет, что мы тоже работаем с Expedia.com, -- говорит он. -- Кроме того, я знаю еще несколько агентств, которые используют эту систему на своих сайтах. Так что Expedia уже уверенно присутствует на нашем рынке».
«Для нас особенно важно, что Expedia предлагает большой выбор типов комнат, особенно бюджетных, и что много отелей, входящих в систему Expedia, находятся в маленьких городках Европы. С ними не было контрактов у наших давних партнеров -- туроператоров Gulliver’s Travel Associates, Kuoni, Travco, Tourico и Miki», -- рассказывает Елена Иванова.
Отрасль бронирования туристических услуг в интернете сильно пострадала от кризиса, и Андрей Богданов считает, что конкуренция разных систем онлайн-бронирования в ближайшее время ужесточится. «Раньше большинство российских турфирм брали в партнеры Booking.com, -- рассказывает он, -- потому что они доступнее, проще с точки зрения внедрения и ориентированы в основном на европейский рынок, их основный офис находится в Нидерландах. А Expedia.com раньше больше ориентировалась на американского туриста. Сегодня же ситуация в корне изменилась».
По его словам, за последний год появилось несколько систем, подобных Booking.com и вполне конкурирующих с ней ценами. У Expedia.com есть конкурентное преимущество перед ними. «Это компания номер один в США, да и в мире она очень известна», -- отмечает Андрей Богданов.
Елена Иванова указывает на недостатки системы. «У Expedia очень жесткие условия бронирования, -- говорит она. -- Там нет возможности изменения бронирования, это можно сделать только через полную отмену брони, а это дополнительные риски, которые нам приходится брать на себя».