Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:47
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Промышленность узнала цену кризиса

Опубликовано
Текст:

Кризис выходит на новый этап: промышленные предприятия начинают поднимать отпускные цены, несмотря на низкий спрос и снижение стоимости сырья. Первыми вырастут цены на продукты, одежду и машины.

Дефляционная фаза кризиса закончилась, российские промышленные предприятия в ближайшие месяцы планируют повысить цены на свою продукцию, говорится в февральском бюллетене конъюнктурных опросов предприятий российской промышленности, которые ежемесячно готовит Институт экономики переходного периода (ИЭПП). В документе отмечается, что уже в феврале прекратилось падение цен в целом по промышленности без учета сезонных факторов. «Абсолютное снижение цен сохранилось в феврале только в черной металлургии, химии, леспроме и стройиндустрии», – пишут эксперты института. Согласно их исследованию уже полностью отказались от политики снижения цен пищевая промышленность, цветная металлургия и легкая промышленность, а машиностроение «начинает отказываться».

Главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров не удивлен: рост цен на продукцию машиностроения реален, несмотря на падение цен в черной металлургии. «Стоимость металла в добавленной стоимости машиностроительной продукции составляет незначительную долю. В основном она создается за счет стоимости оборудования, зарплат сотрудников и так далее», – поясняет экономист.

«Ценовые планы предприятий подтверждают конец дефляционной политики промышленности. Все рассчитываемые балансы показывают намерение в ближайшие месяцы перейти к увеличению цен», – резюмируется в бюллетене. «Исключением могут стать только леспром и стройиндустрия», – добавляют эксперты ИЭПП.

Массовое увольнение"Северсталь" намерена сократить 9 тыс. человек.

Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова допускает, что рост цен производителей может возобновиться в ближайшее время. «Я считаю, что дефляция в промышленности была связана с неплатежами. Компании были вынуждены идти на снижение цен, чтобы получить хоть какие-то деньги», – поясняет она. Проблемы неплатежей со стороны потребителей не существует, они всегда исправно платят деньги, поэтому и возник разрыв между динамикой цен производителей и динамикой потребительских цен, объясняет экономист. «Сейчас рубль стабилизировался, бегство от него прекратилось, ситуация с платежами приходит в норму, поэтому можно ожидать постепенного роста цен в промышленности», – говорит Наталья Орлова.

Член экономической экспертной группы Мария Катаранова также соглашается с прогнозом ИЭПП. По ее мнению, увеличение цен производителей будет вызвано совокупностью трех факторов -- ростом издержек производителей, ослаблением рубля и повышением тарифов естественных монополий.

Владимир Тихомиров уверен, что рост цен возобновится, «но будет обусловлен совершенно иными причинами, нежели до кризиса». Если до кризиса цены производителей росли вместе с ростом экономики, то сейчас они будут «вынужденно расти, чтобы хотя бы частично компенсировать убытки компаний из-за падения спроса». Ранее цены на автомобили, несмотря на проблемы с реализацией плана по продажам, поднял «АвтоВАЗ».

Начальник аналитического управления ИК «Атон» Вячеслав Буньков, напротив, считает, что рост цен затронет в основном те отрасли, что в наибольшей степени зависят от импорта. «На рост цен в этих секторах оказывает влияние произошедшее ослабление рубля», – поясняет эксперт. В остальных же отраслях экономики он ждет дальнейшего снижения цен. «Некоторые производители еще пытаются держать цены на свою продукцию на относительно высоком уровне, но колоссальное падение спроса вынудит снизить цены и эти компании», – уверен Вячеслав Буньков.

"Рост цен производителей связан с ростом потребительских цен, но опосредованно», – говорит Мария Катаранова. Она напоминает, что «снижение цен производителей в конце 2008 года было вызвано в первую очередь падением цен на российские экспортно-сырьевые товары на мировых рынках, а эти цены не оказывают прямого влияния на стоимость товаров в потребительской корзине, за исключением стоимости бензина».

Если потребительские цены в 2008 году согласно данным Росстата выросли на 13,3%, то цены производителей упали на 7%, главный вклад в падение сделала отрасль добычи полезных ископаемых. Здесь оно составило 38,4%, тогда как в обрабатывающих производствах цены за год выросли на 1,9%, а в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – на 18%.

Владимир Тихомиров полагает, что в текущих условиях не цены производителей влияют на рост потребительских цен, а наоборот: «Сильная потребительская инфляция и рост тарифов требуют увеличения зарплат работникам промышленности, что является дополнительной причиной повышения цен производителей».

Реклама