В пятницу Государственная дума приняла в первом чтении правительственный законопроект «О лицензировании отдельных видов деятельности». В числе прочего документ отменяет лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность. В Минздравсоцразвития объяснили корреспонденту Infox.ru, как в новой схеме прописан контроль за медучреждениями.
Как пояснил журналистам первый заместитель председателя Госдумы Олег Морозов, Федеральный закон «О лицензировании» действует более 9 лет и нуждается в существенной переработке. Рассматриваемый законопроект предлагает новую редакцию закона и содержит много новаций.
Что не нужно лицензировать
«Законопроект имеет антикоррупционную направленность. Он упрощает систему лицензирования, исключает возможность применения в этой сфере других законов, будет способствовать снижению административных барьеров, сокращает денежные и временные издержки предпринимателей на получение лицензий, повышает прозрачность процедур лицензирования. Все это, несомненно, будет способствовать усилению защиты законных прав и интересов бизнеса», -- подчеркнул зампредседателя Госдумы.
«Прежде всего, он сокращает число видов деятельности, порядок лицензирования которых в настоящее время устанавливается другими законами. На сегодняшний день из-под действия Закона «О лицензировании» выведено лицензирование в 13 сферах деятельности. После вступления проекта в силу лицензирование в них будет осуществляться в соответствии с его универсальными нормами, -- подчеркнул Морозов. -- Далее, законопроект определяет дальнейшее сокращение лицензируемых видов деятельности. Их перечень предлагается сократить с 82 до 49. В определенной степени это связано с введением других методов регулирования: аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением технических регламентов, обязательной сертификации и декларирования соответствия продукции. В целях сокращения издержек бизнеса на получение нескольких лицензий, наименования многих самостоятельно лицензируемых видов деятельности предлагается объединить в один, более общий вид экономической деятельности».
Согласно законопроекту, порядок лицензирования деятельности кредитных организаций, биржевой и страховой деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также деятельности по защите государственной тайны останется прежним. То есть, будет определяться федеральными законами, регулирующими отношения в этих сферах. Единый порядок лицензирования вводится для использования атомной энергии, предоставления услуг связи, теле- и радиовещания, для частной детективной и частной охранной деятельности, а также для образования. Впрочем, особенности лицензирования в этих сферах (сроки действия лицензий, порядка их выдачи, приостановки и возобновления) могут устанавливаться специальными законами.
С 1 января 2013 года авторы законопроекта предлагают отменить лицензии и ввести уведомительный характер начала предпринимательства для медицинской и фармацевтической деятельности. Такой же порядок вводится для экспонирования и коллекционирования оружия, обеспечения авиационной безопасности, производства и реализации специального игрового оборудования, изготовления протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, изготовления и ремонта средств измерений, а также для реставрации памятников культурного наследия.
Лицензии на производство и техобслуживание медицинского оборудования, а также водные перевозки грузов отменяются в связи с заменой лицензирования иными формами регулирования, говорится в законопроекте.
Лицензия -- формальность
Комментируя принятие законопроекта первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева отметила: ««Как показывает практика, в настоящее время лицензирование – это всего лишь формальный анализ документов. Система лицензирования контролирует только 20% получивших лицензии. Поэтому данный законопроект вполне оправдан. К тому же, для целого ряда видов деятельности более продуктивно лицензирование заменить на обязательное страхование гражданской ответственности.
Однако представленный документ не лишен ряда недостатков. В частности, меня волнует отмена лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности. К сожалению, ни в рассматриваемом документе, ни в иных законопроектах не содержится правовых норм о замене лицензирования на какие-либо иные методы государственного регулирования. В пояснительной записке к законопроекту говорится только о проработке вопроса при переходе к аккредитации саморегулируемых организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, которое будет возможно после разработки стандартов и порядка оказания медицинской помощи, профессиональных стандартов медицинских и фармацевтических работников, технического регламента, содержащего требования к медицинским изделиям.
Очевидно, что при решении вопроса о прекращении указанных видов деятельности необходимо учесть тот факт, что ненадлежащее качество медицинских услуг, равно как и фармацевтической продукции, может напрямую угрожать жизни и здоровью людей. А поскольку эти виды деятельности имеют особую социальную значимость, то отменять лицензирование именно этих видов деятельности можно только одновременно со вступлением в силу федеральных законов, устанавливающих иные методы государственного регулирования. Поэтому предусмотренный в законопроекте переходный период с 1 января 2013 года оправдан: надеюсь, к этому времени будет определен новый разрешительный механизм (аттестация или аккредитация).
В тоже время есть понимание того, что формальное лицензирование для медотрасли гибельно. Нужен реальный контроль. Поэтому изменяя форму разрешения на деятельность, необходимо одновременно предусмотреть проверку соблюдения стандартов медицинской помощи (к концу 2010 года как раз будет закончена работа над всеми 720 стандартами), полноты штатного оснащения медоборудованием, удовлетворение требований санитарных норм и правил (СанПиНов). Кроме того, необходимо осуществлять постоянный мониторинг за качеством оказания медицинской помощи через профессиональное сообщество и страховые компании. Возможно тогда цифра – 60% населения, недовольного качеством оказания медпомощи, станет меньше».
Бесконтрольного лечения не будет
В пресс-службе Минздравсоцразвития России корреспонденту Infox.ru пояснили, что отмена лицензий на медицинскую деятельность не означает бесконтрольную медицинскую помощь. «Во-первых, при декларировании своей деятельности организация четко и полностью должна будет прописать, какой именно деятельностью она собирается заниматься. И каждый подвид данной деятельности должен соответствовать соответствующим СанПиНам. Кроме того, организация не сможет делать ничего сверх того, что она не задекларировала. Полную информацию о реализуемых видах деятельности организации придется выложить в местах, доступных для пользователей тех услуг, которые она предлагает (в том числе и в интернете). И если проверка покажет, что медорганизация занимается незадекларированной деятельностью или не выполняет требования к задекларированной, то к ней будут применяться соответствующие санкции (вплоть до прекращения работы организации). Такие проверки идут и сейчас. За последние полгода контролирующие органы провели 11 тысяч таких проверок.
Во-вторых, Минздравсоцразвития готовит законопроект о гражданской ответственности врачей перед пациентами. Как недавно говорила министр Татьяна Голикова, пока этот законопроект предложен в первичном варианте, и идет дискуссия, возлагать ли ответственность за врачебную ошибку на организации или на конкретного врача. Есть сторонники обоих позиций. Однако, по мнению министерства, государство должно переходить именно на лицензирование врача. И начинать запускать этот процесс со всеми его требованиями. В сочетании с абсолютной открытостью информации для пациентов и жестким контролем медучреждений со стороны соответствующих организаций, а также с реализацией права выбора пациентами клиник, входящих в систему Обязательного медицинского страхования (это прописано в новой системе ОМС, которая сейчас проходит утверждение в Госдуме), эти меры должны обезопасить пациентов от неквалифицированной помощи и обеспечить их всеми возможностями системы здравоохранения. Бесконтрольно никто лечить людей не сможет», -- подчеркнули в министерстве.