Конституционный суд России запретил военным задерживать на службе срочников, в отношении которых ведется следствие. Отслужившие свое солдаты ответят за свои дела уже «на гражданке».
Конституционный суд России признал противоречащей Конституции норму федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», которая позволяет не увольнять в запас военнослужащих, находящихся под следствием.
Как сообщает пресс-служба Конституционного суда, поводом к рассмотрению послужила жалоба Ислама Куашева, который не был демобилизован по истечении срока службы по призыву, потому что в отношении него было возбуждено уголовное дело. На момент начала рассмотрения дела в Конституционном суде Куашев находился на территории военной части и продолжал нести службу в течение шести месяцев после того, как истек срок его службы по призыву.
После рассмотрения его жалобы суд признал, что норма о запрете на увольнение противоречит ряду статей Конституции. По мнению судей, задержание солдат на территории части лишает их права на обжалование судебных решений и препятствует реализации их гражданских свобод.
«КС указал, что такое регулирование ставит военнослужащих в неравное положение с другими гражданами. В частности, военнослужащие лишаются права на обжалование ограничения своей свободы, потому что УПК не относит командование воинской части к числу должностных лиц, действия которых подлежат обжалованию», -- отмечается в документе.
«Впредь до внесения изменений в законодательство эта норма может применяться только в отношении военнослужащих, которым избрана такая мера пресечения, как наблюдение командования воинской части», -- говорится в материале.
Солдат-правонарушитель
Рядовой Куашев находился под следствием из-за неуставных взаимоотношений с однополчанами. Вместе с товарищем он регулярно избивал солдата-новобранца и вымогал у него деньги. Молодой человек сообщил соответствующим органам о творящихся безобразиях.
Вымогателей в форме арестовали и возбудили против них уголовное дело. Однако Куашева оставили в части, в то время как его товарища отпустили домой. Солдат продолжал жить в казарме и даже заслужил от однополчан прозвище «сверхдембель». Через некоторое время он все-таки решил написать жалобу, которая позволила бы ему освободиться от службы.
После нескольких обращений в другие инстанции молодой садист и его адвокат подали жалобу в Верховный суд. Эта жалоба была рассмотрена, и решение по ней вынесено. Однако требования Куашева возместить моральный ущерб были оставлены без всякого удовлетворения.