Повышение пошлин на ввозимые иномарки -- не единственная предпринятая правительством мера, направленная на поддержку российских автопроизводителей. Планируется также финансовая помощь предприятиям и субсидирование кредитов для покупателей автомобилей.
Правительство всеми возможными способами старается удержать российских автопроизводителей на плаву. Повышение пошлин на ввозимые иномарки -- только один из них. В планах -- оказание частичной помощи населению в выплате кредитов, а непосредственно предприятиям, производящим автомобили, планируется выделение огромной суммы в 200 млрд руб. По мнению чиновников, обозначенные меры не дадут рынку провалиться, а уже в 2010 году объемы продаж автомобилей вновь начнут расти.
Министр промышленности и торговли Виктор Христенко и вовсе прогнозирует, что к 2012 году автомобильный рынок достигнет уровня первой половины 2008 года, после чего рост будет еще более интенсивным.
Тем не менее многие эксперты считают, что в нынешних условиях делать столь оптимистические прогнозы не следует. Для роста продаж нужны не только автомобили и доступные кредиты.
«Продажи автомобилей падают, рынок себя исчерпал. Я бы не стала рассчитывать на то, что только за счет кредитов можно изменить ситуацию. Вновь покупать автомобили люди станут, только почувствовав уверенность в завтрашнем дне, а для этого помощи одному только автопрому явно недостаточно», -- считает Ольга, менеджер инвестиционной компании.
Специалисты уверены, что само отношение граждан к потреблению изменится, а праздный вопрос: «Покупать или не покупать?» сменит более прагматичный: «Необходимо или нет?».
«Мне кажется, что нынешняя финансовая ситуация изменит психологию людей. Покупать как прежде перестанут. Теперь новую модель автомобиля или телефона приобретать станут не тогда, когда этого просто захотелось, а если действительно есть такая необходимость», -- поделился своими наблюдениями с Infox.ru Александр, менеджер по продажам автосалона «Тессей». К тому же, по его мнению, ожидать позитивных настроений рынка в ближайшем будущем не приходится, «уровень продаж и производства в следующем году, по крайней мере в первой половине, будет снижаться». «Решающим станет вторая половина. Если переломить ситуацию не удастся и кризис перейдет в 2010 год, то рассчитывать на возобновление уровня продаж за три года не стоит», -- считает Александр.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что решение субсидировать автокредиты -- своевременная и действенная мера. Если программа заработает и 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (а это 8,7%) будет компенсировать правительство, то это станет неплохим стимулом для приобретения автомобилей. Впрочем, увеличить продажи такие меры не способны. Но в совокупности с повышением пошлин на ввоз иностранных автомобилей они позволят существенно снизить падение продаж Lada по сравнению с иностранными производителями. Даже с теми, чьи производства находятся на территории России, поскольку максимальная стоимость автомобиля (350 тыс.), для которой предусмотрены субсидии, охватывает практически весь модельный ряд «АвтоВАЗа» и лишь часть иностранных моделей.
«Если у людей будет возможность брать доступные кредиты, они будут покупать автомобили. Вопрос в том, сможет ли «АвтоВАЗ» удовлетворить потребности потребителей. Пересадить автолюбителей с иномарок на «Лады», как показывает опыт, довольно сложно. Конечно, в предлагаемый правительством сегмент, могут войти и иномарки российской сборки, например Renault Logan, Hyundai Accent, Kia Spectra и другие модели. Но если рубль продолжит слабеть по отношению к доллару, то иномарки для большинства автолюбителей станут недоступны, так как значительно вырастут в цене», -- считает Надежда, аналитик по транспорту ИФК «Метрополь».
Таким образом, государство оказалось в непростой ситуации. Без финансовой и законодательной поддержки российский автопром окажется отброшен кризисом еще на 15 лет назад и, скорее всего, прекратит свое существование. Десятки тысяч людей окажутся без работы. С другой стороны, столь серьезное «завинчивание гаек» грозит не менее опасным социальным взрывом в регионах, которые по большей части также живут за счет автомобилей. Но ввозимых из-за рубежа. Единственным выходом из данной ситуации многие аналитики считают лишь компромиссное решение. К примеру, регулирование таможенных пошлин в зависимости от цены ввозимых автомобилей или региона использования. Однако надежд на подобное стечение обстоятельств мало. У чиновников нет ни опыта, ни желания, ни механизмов реализации подобных решений.