Финансовый кризис заставляет автопроизводителей спешно пересматривать свои планы. Одни сокращают производство, другие продают автомобили в рассрочку. Но некоторые производители все же надеются на повышение спроса на свои автомобили. В частности, в «АвтоВАЗе» уверены -- низкая цена Lada способствует росту интереса к автомобилю на иностранных рынках.
В связи с последними событиями в мире мнения экспертов относительно «АвтоВАЗа» разошлись. Одни считают, что российские производители начнут терять положение лидеров на рынке и уже к 2012 году доля иномарок на российском рынке будет составлять порядка 80--90%. Другие надеются, что кризис, наоборот, будет способствовать укреплению положения компании, причем как на российском рынке, так и за рубежом.
Как рассказали Infox.ru в самой компании, «АвтоВАЗ» остается лидером продаж в России и бывших советских республиках. При этом в планах компании выход на иностранные рынки. В октябре и ноябре нынешнего года «АвтоВАЗ» провел переговоры и заключил экспортные контракты на 2009 год с импортерами автомобилей Lada в странах СНГ и дальнего зарубежья. В ближайшее время пройдут переговоры с потенциальными партнерами из стран Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. Кроме того, между ОАО «АвтоВАЗ» и корпорацией «Кубальсе» подписан протокол, который закрепляет намерение сторон в ближайшее время оформить контракт на поставку в 2009 году на Кубу более 2 тыс. автомобилей Lada и запасных частей.
За текущий год «АвтоВАЗ» экспортировал порядка 102,2 тыс. автомобилей, что на 4,1% выше показателя за аналогичный период 2007 года. Конечно, значительная часть экспорта -- порядка 80% приходится на страны СНГ. Но своих владельцев российские автомобили находят и в Финляндии, Турции, Египте, Сирии, Эквадоре и Северной Корее. В общей сложности российские производители поставляют свои автомобили в 30 стран. Так, например, в Германии в этом году продано порядка 2 тыс. автомобилей. В основном зарубежные водители из Европы интересуются автомобилями семейств Lada Kalina и Priora. В странах Азии популярностью пользуется внедорожник «Нива» 4х4. А в странах с небольшим уровнем дохода у населения пользуются спросом «семерки», «восьмерки» и «девятки». В некоторых странах Африки, например в Эфиопии, таксисты, как и некоторые «бомбилы» в Москве, эксплуатируют классические модели «Жигулей» 20-летней давности.
По словам представителей «АвтоВАЗа», компания планирует и в дальнейшем наращивать экспорт как за счет увеличения поставок, так и путем освоения новых рынков. Уже сейчас во всех регионах экспорта работают более 550 дилеров и рассматривается ряд предложений от иностранных импортеров.
По словам директора по экспорту и развитию внешних рынков «АвтоВАЗа» Петра Чечушкина, «менеджеры, возглавляющие фирмы-импортеры, -- настоящие специалисты в автомобильном бизнесе и верны марке Lada в течение многих лет. Все отмечают возросший уровень качества и надежность наших автомобилей, благодарны за расширенную гамму комплектаций».
С оптимистичными прогнозами согласны не все. Некоторые эксперты утверждают, что «такие поставки за границу это капля в море и говорить о серьезной конкуренции пока не приходится», рассказал Infox.ru Дмитрий, менеджер инвестиционной компании. Он также добавил, что, по его мнению, «продукция «АвтоВАЗа» привлекательна только ценой, но сейчас примерно в том же ценовом сегменте находятся китайские и корейские машины. И если в России, как мы видим, нашим производителям помогает правительство, то за границей рассчитывать надо только на свои силы. А для этого есть только один способ – улучшать качество продукции».
Производство автомобилей Lada, как на экспорт так и для внутреннего рынка, осуществляется на общих мощностях. Автомобили, предназначенные для стран Евросоюза, соответствуют действующему там стандарту «Евро-4». Автомобили для российского рынка, стран СНГ и ряда других государств соответствуют требованиям «Евро-3». Кроме того, экспортные варианты оборудуются кондиционерами, дополнительными подушками безопасности и гидроусилителями руля. Вот только будет ли это способствовать увеличению экспорта, покажет время.
«Наши производители все же стараются -- вот «Приору» разработали, на газе ездит. Я думаю, скоро еще что-нибудь придумают и потихоньку догонят европейских производителей», -- рассуждает Андрей, владелец ВАЗ-2110.
«АвтоВАЗ» сейчас сотрудничает с GM и Reno. Будем надеяться, что это принесет свои плоды и когда-нибудь бюргеры будут завидовать нашим машинам и гонять их к себе в Германию», -- надеется Александр, владелец ВАЗ-2107.
«Может быть, мои внуки, когда добьют мою машину, и увидят рассвет «АвтоВАЗа», а я вот новой «десятке» предпочитаю десятилетнюю Toyota», -- поделился своим мнением Егор, владелец подержанной иномарки.