Очередной инцидент произошел с высокоскоростным «Сапсаном». Поезд, следовавший из Санкт-Петербурга в Москву, сбил женщину в районе подмосковного города Клина. Дачница перебегала пути в неположенном месте. От сильного удара у носовой части состава сорвало часть обтекателя. Следователи утверждают, что причиной трагедий становится невнимательность. Родственники погибших с этим не согласны.
Поезд «Сапсан» сбил женщину, оказавшуюся на железнодорожных путях в Солнечногорском районе Подмосковья.
Как сообщили Infox.ru в пресс-службе Октябрьской железной дороги, трагедия произошла около 10.00 в четверг на участке Сенеж--Подсолнечная, в пригороде Клина. По данным железнодорожников, дачница переходила пути в неположенном месте. Женщина скончалась от тяжелейших травм.
Поезд в результате удара получил повреждения носовой части, у него сорвало правую часть носового обтекателя, остались следы крови. На график движения поездов инцидент не повлиял, сообщает РИА «Новости».
По данным ОАО «РЖД», в 2009 году на железных дорогах погибли около 3 тыс. человек. С начала 2010 года на путях погибли более 1 тыс. человек.
«Основными причинами получения травм стали хождение по железнодорожным путям в неустановленных местах, нахождение на пешеходном настиле во время движения поезда, попытки взобраться на платформу или спрыгнуть с нее, падение между вагоном и платформой. При этом следует отметить, что большая часть граждан, получивших травмы, находились в состоянии алкогольного опьянения», -- отмечают в пресс-службе Октябрьской железной дороги.
ОАО «РЖД» призывает граждан быть бдительными, находясь вблизи объектов железнодорожного транспорта.
«Белая смерть»
Поезд «Сапсан» жители домов возле Октябрьской железной дороги уже прозвали «белая смерть». Последний известный случай гибели человека на путях произошел 16 апреля. 15-летний школьник Алексей Богданов погиб под колесами поезда, управляемого машинистом Романчуком А.В., на перегоне Колпино--Саблино. Машинист рассказал, что когда он увидел перебегающего пути человека, сделать ничего не смог, а с помощью экстренного торможения остановить поезд было невозможно -- техника безопасности запрещает применять торможение, если скорость поезда выше 140 км/ч.
«При проследовании электропоезда и далее подавался сигнал большой громкости, предупреждая о появлении поезда», -- говорилось в сообщении Северо-Западного следственного управления на транспорте, признавшего, что подросток скончался из-за собственной невнимательности.
Однако родители мальчика, который гулял в этот день с друзьями, утверждают, что предупредительного сигнала в тот момент, когда Алексей Богданов переходил пути, не было, поэтому он решил, что увидел обычный поезд и без опасений вышел на переход.
Поезд «Сапсан» несется почти бесшумно -- на горизонте появляется белая точка, и уже через пару секунд мимо пролетает белая стрела. По словам друзей погибшего школьника, Алексей ступил на деревянный настил, перекинутый через пути, всего за метр от них. Друзья увидели, что навстречу им летит «что-то», и закричали. Мальчик обернулся, застыв на месте прямо посередине железнодорожных путей, и тут уже увидел летящий на него «Сапсан», расстояние до подростка составляло 25 метров. Удар поезда был такой силы, что мальчик подлетел на три метра. Его отбросило на столб, потом на платформу. Хоронили подростка в закрытом гробу, пишет газета «Московский комсомолец».
После этого ЧП следователи Северо-Западного следственного управления на транспорте отказались возбуждать уголовное дело в отношении машиниста «Сапсана».
Семья мальчика через суд обжалует отказ в возбуждении дела по факту гибели ребенка и потребует от РЖД €1 млн компенсации, сообщил корреспонденту Infox.ru адвокат истцов Игорь Трунов. «Абсолютно очевидно, что факт смерти связан с отсутствием сигнализации (на железнодорожных путях) -- это халатность и злоупотребление», -- отметил адвокат.
«У нас пробельное законодательство в части компенсаций за гибель ребенка. Деньги выплачиваются только за моральные страдания родителей. Верховный суд России должен был разработать соответствующую таблицу компенсаций по аналогии с немецким законодательством, но этого сделано не было», -- рассказал юрист.
Он объяснил, что сумма в €1 млн определена исходя из существующих в европейском праве прецедентов. «В Европе гибель ребенка оценивается в таких случаях примерно в миллион евро компенсации, на этом базируемся и мы», -- отметил Трунов.
Пути не подходят для «Сапсана»
По данным СМИ, которые официально не подтверждены в РЖД, жертвами «Сапсана» на Октябрьской железной дороге уже стали более 50 человек. По официальной статистике органов прокуратуры, жертв от назеда «Сапсана» в десять раз меньше.
«Сапсан», в состав которого входят два вагона бизнес-класса, семь вагонов эконом-класса и один вагон-бистро, способен развивать скорость до 250 км/час. Поезд рассчитан на 554 места. При создании скоростного состава использовались ударопрочные, пожароустойчивые детали и отделочные материалы, безосколочное стекло.
«Сапсан» производства компании «Сименс транспортные системы» приспособлен под российскую широкую колею (1520 мм) и на 33 см шире используемых в Германии ICE 3. Первый поезд был пущен по маршруту Москва—Петербург в декабре 2009 года. Время в пути составляет три часа 45 минут. Уже через месяц в колесных парах поезда обнаружились выщербины глубиной 6 мм.
Специалисты предположили, что профиль колеса не выдерживает российских морозов. Но в РЖД заявляли, что «никаких существенных вопросов, касающихся сверхнормативного износа колесных пар высокоскоростных поездов «Сапсан», за время его коммерческой эксплуатации не выявлено».
В апреле этого года Приволжская транспортная прокуратура заявила, что считает небезопасным запуск скоростного поезда между Москвой и Нижним Новгородом. Комиссия в составе сотрудников прокуратуры и специалиста Приволжского территориального управления Росжелдора Минтранса России сочла, что на скоростном участке железной дороги Нижний Новгород–Петушки соответствующих для «Сапсана» условий нет.
Кроме того, воздушная волна при проходе поезда составляет пять метров, а стандартная платформа РЖД имеет ширину всего 4 м 60 см.
В РЖД с такими выводами не согласились, отметив, что были выявлены лишь незначительные нарушения, которые могут быть устранены без увеличения сроков подготовки пути или дополнительного финансирования.