Белорусский лидер поставил перед республикой задачу постепенно избавляться от диктата Москвы и укреплять суверенитет. Прагматизм России создал угрозу для выживания Белоруссии, считает Александр Лукашенко. Поэтому Минск продолжит курс на привлечение иностранных инвестиций, а также нормализацию отношений с Западом.
Белоруссии следует учиться жить независимо от указаний из Москвы, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко, выступая с ежегодным посланием к Национальному собранию. «Нам жизненно необходимо уйти от зависимости, диктата, прежде всего -- монополии России и других. Чтобы нас постоянно не пинали и не указывали, что мы живем за счет других», -- передает «Интерфакс» слова белорусского лидера.
«Мы должны сохранить и укрепить свое государство», -- отметил он, вновь обвинив Москву в подрыве оснований Союзного государства. «Ситуация резко изменилась -- российское руководство решительно взяло курс на так называемую «прагматизацию» отношений с нашей страной, перевода их на так называемые «рыночные» отношения. Зачастую не в классическом понимании, а придуманные в одностороннем порядке», -- заявил Лукашенко.
«Мы столкнулись с планомерными действиями, которые поставили под угрозу выживаемость нашего государства», -- заключил он, призвав вернуться к нормальному сотрудничеству.
«Я не хочу конфронтации с Россией. И сегодня не поздно -- мы далеко не ушли -- вернуться на те принципы, по которым строился наш Союз. Мы готовы забыть все, перевернуть страницу и, выстраивая наши отношения, основываться на наших устоях. Ведь мы один народ», -- передает его слова агентство «Белта».
Вместе с тем Минск хочет нормализовать отношения с США и Евросоюзом. «У нас достаточно сфер для взаимовыгодного сотрудничества, есть точки соприкосновения интересов. И сегодня мы предлагаем администрации Барака Обамы наладить взаимодействие по самому широкому спектру вопросов», -- сказал Лукашенко, отметив, что республика американский бизнес «ничем не пугает и не отталкивает».
Что касается отношений с Евросоюзом, то Лукашенко готов обсуждать с брюссельскими чиновниками любые вопросы, но «объективно, взаимоуважительно, и без двойных стандартов». «Европа осознала бесперспективность прежних подходов к Беларуси. Диктат и давление уступают место открытому и предметному диалогу, -- констатировал президент. -- Европа понимает, что Беларусь -- это остров стабильности и безопасности». Лукашенко также заявил, что не допустит в стране «цветных революций», «пока он президент».
В Минске недовольны
Лукашенко неоднократно делал жесткие высказывания в адрес России и даже некоторых ее официальных представителей. Так, весной прошлого года белорусский лидер запретил министрам «вымаливать помощь у России» и искать поддержку «в другой части планеты». При этом Лукашенко подчеркнул, что делает такое заявление «осознанно». Белорусский лидер требовал равноправия в отношениях с Россией, обвиняя ее в «тенденции отступать от подписанных ранее» соглашений.
Лукашенко не скрывал раздражения от высказываний, которые сделал тогда вице-премьер российского правительства, глава Минфина Алексей Кудрин, предположивший, что к концу 2009 года Белоруссия может столкнуться с проблемой неплатежеспособности из-за роста внешних долгов. «Он полностью консолидировался с нашими отморозками, которые здесь на западные деньги вякают и начинают нас учить работать», -- бросил тогда глава республики.
Лукашенко также призывал Москву не оказывать давление на Минск по вопросу признания независимости Абхазии и Южной Осетии, заявив, что Белоруссия за положительное решение этого вопроса продаваться не намерена. Президент утверждал, в частности, что Россия фактически увязывала вопросы предоставления кредита и признания республик. Москва эти обвинения отвергала.
В июле прошлого года заявление Лукашенко по Абхазии даже вызвало ответную реакцию российского МИДа, который назвал позицию Минска «некорректной». Тогда белорусское внешнеполитическое ведомство рекомендовало гражданам страны соблюдать в Абхазии и Южной Осетии грузинские законы. В январе этого года Лукашенко критиковал Россию за политику в отношении поставок и реэкспорта нефтяных продуктов. Минск фактически обвинил Россию в отказе от выработанных договоренностей и выдвижении неприемлемых условий.