Украинские спецслужбы утверждают, что перехваченный в Таиланде самолет Ил-76 с грузом оружия на борту направлялся на заключение сделки. При этом в СБУ якобы точно знают, куда летело оружие и кто стоял за организацией маршрута «именно в обход России».
Служба безопасности Украины утверждает, что знает лиц из иностранных спецорганов и зарубежных компаний, причастных к организации полета задержанного в Бангкоке транспортного самолета Ил-76 с 35 тоннами оружия на борту, передает «Интерфакс».
«Нам известны люди, в том числе и за границей, которые это планировали, но сейчас это работа международной группы», -- сказал глава СБУ Валентин Наливайченко, сообщив, что в Киеве уже работает международная специальная группа по расследованию этого инцидента.
«Эта группа проводит дальнейшее расследование всех обстоятельств, связанных со сделкой, с тем, что планировалось, -- добавил Наливайченко. -- Мы будем и дальше находить организаторов и тех, кто планировал маршрут именно в обход России, и именно почему-то с дозаправкой на Украине».
Принадлежащий грузинской авиакомпании Air West Ил-76 с регистрационным номером 4L-AWA был задержан 11 декабря в аэропорту Бангкока. Самолет запросил посадки в гражданском аэропорту для дозаправки по пути из Пхеньяна. В ходе досмотра тайские полицейские обнаружили на самолете тайник с гранатометами и компонентами для зенитно-ракетных комплексов. Оружие находилось в 12 специально подготовленных тайниках.
Конечный пункт доставки оружия до сих пор точно не установлен, хотя высказывались несколько версий: Шри-Ланка, Пакистан, Иран, страны Ближнего Востока, Украина. Известно, что по пути к пункту назначения самолет трижды совершал посадку для дозаправки: в Азербайджане, ОАЭ и Таиланде. По словам пилотов, самолет должен лететь с грузом на Украину.
При этом украинские спецслужбы утверждали, что готовились захватить самолет в аэропорту Киева. Ряд экспертов высказывали предположение, что полет в Бангкок был очевидным риском, но этот риск оправдывался необходимостью доставить оружие в «зону активных боевых действий».
Сами летчики, 53-летний Александр Зрубнев, 58-летний Виктор Абдуллаев, 54-летний Виталий Шумков, 53-летний Ильяс Исаков, а также 54-летний Михаил Петухов, утверждают, что понятия не имели о характере доставляемого груза. Они заявили, что перевозили буровое оборудование. Членам экипажа уже предъявлены обвинения в контрабанде оружия и взрывчатых веществ, им грозит смертная казнь.
Другие эксперты обращают внимание на довольно запутанную схему организации полета, в которую вовлечены несколько различных компаний не в одной стране мира. Предварительно установлено, что самолет был зафрахтован зарегистрированной лишь осенью гонконгской компанией Union Top Management. Формальным ее руководителем указан некий испанский гражданин Дарио Кабрерос Гармендиа. В цепочке были также задействованы компании из Новой Зеландии, ОАЭ, Виргинских островов.
Анализируя эти обстоятельства, эксперты из Южной Кореи приходят к выводу, что за организацией поставки оружия могла стоять Северная Корея, которая решила диверсифицировать пути контрабанды оружия и на этот раз переправить его не морем, а по воздуху, передает Associated Press.