Не успели депутаты привыкнуть к новому графику работу Госдумы, как выяснилось, что при такой системе они не успевают вовремя обсуждать и одобрять законопроекты. Оппозиция предлагает вернуться к старому графику, а «Единая Россия» -- тратить меньше времени на политические разговоры.
В пятницу депутаты приняли решение о проведении дополнительного пленарного заседания 1 ноября (в понедельник). Объяснили тем, что День народного единства (4 ноября, четверг) отнимает у них много рабочего времени. Вопрос вызвал бурные обсуждения. Все фракции вроде бы поддержали идею -- работать никто не отказался. Но КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» воспользовались поводом и поставили вопрос о том, что новый график работы Госдумы по системе «две пленарные недели – одна неделя комитетов – одна региональная неделя» (пленарные заседания проходят по вторникам, средам и пятницам) себя не оправдывает.
Подогрели ситуацию и события, которые произошли в среду. Из-за чрезвычайно большой повестки депутатам пришлось заседать почти до 22.30. Но и в таком режиме голосование по 11 вопросам пришлось отложить на пятницу, так как к столь позднему часу в зале уже не было кворума. Светлана Горячева от фракции КПРФ назвала позором «гонку по 40 законов за пленарку» и потребовала те 11 вопросов, которые были рассмотрены в сокращенном режиме, вынести на обсуждение еще раз.
Представители других оппозиционных партий тоже были недовольны тем, что из-за плотности графика сокращается время на обсуждение и вопросы.
Максим Рохмитров из фракции ЛДПР, обратил внимание на то, что неделя, специально отведенная для работы комитетов, не используется по назначению: «И комитеты не проходят, и пленарки мы отменили». Он предложил вернуться к прежнему расписанию – «три пленарные недели – одна региональная». «Возможно, из-за насыщенности повестки нам следует оставить по три пленарных заседания в неделю (при прежнем графике работы было два пленарных заседания в неделю, – Infox.ru)», -- оговорился Рохмитсров.
Коллег поддержал депутат от «Справедливой России» Антон Беляков: «Апробация новой системы в тестовом режиме продемонстрировала ее несостоятельность. А. Мы не успеваем готовиться. Б. Мы принимаем законы без качественного обсуждения. Надо признать: вместо старенького, но работающего Мерседеса, мы получили парламентскую Ладу «Калину». В подтверждение своих слов он сослался на статистику депутата Валерия Гартунга. «Коллега Гартунг посчитал: с 18.00 в зале было 153 человека и 51 доверенность – мы работали без кворума». Беляков тоже предложил вернуться к прежней схеме работы и призвал депутатов подумать над усовершенствованием графика. «По три заседания каждую неделю. Может быть, по три заседания две недели и одну неделю – по два. Но от такой роботизированной голосовалки проку немного», -- отметил он.
Поддержала нынешнюю схему работы только «Единая Россия». «Я считаю нынешнюю систему эффективной. Не успеваем, потому что много политических выступлений, причем одних и тех же. Если бы выступали поменьше, то работали бы еще эффективнее», -- заявил Михаил Эверстов. Первый вице-спикер Госудмы Олег Морозов признал, что нижняя палата действительно выбивается из графика и выносит на каждое пленарное заседание слишком много вопросов. «Но критиковать за то, что мы формально относимся к рассмотрению вопросом, несправедливо. По тому же заседанию в среду, когда сидели до половины одиннадцатого, к 19.30 мы рассмотрели девять вопросов, то есть на один вопрос уходило больше часа, -- оправдывался он. -- С одной стороны, мы подробно рассматриваем каждую тему, но с другой стороны, это приводит к тому, что мы из раза в раз какое-то количество вопросов не успеваем рассматривать и переносим их. К сожалению, этот паровоз не только не уменьшается, но и увеличивается». Морозов призвал коллег поразмышлять над путями выхода: возможно, следует внимательней изучить зарубежных опыт, когда на рассмотрение одного вопроса отводится строго фиксированное время.
Впрочем, все обсуждение эффективности или неэффективности новой схемы работы Думы так ничем и не окончилось, поскольку происходило оно в рамках принятия вопроса о назначении дополнительного пленарного заседания на 1 ноября. Правда, депутаты сомневаются, что внеплановый приход в здание парламента кардинально облегчит им работу.