Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали договор, в соответствии с которым российский флот останется в Крыму до 2042 года. В ответ Россия снизила на 30% цену на газ для Украины и отменила штрафы. Такой размен не понравился украинской оппозиции, которая уже пообещала проблемы и Виктору Януковичу лично, и его коалиции при ратификации договоренностей.
В среду президент России в Харькове провел переговоры с президентом Украины Виктором Януковичем. Для Медведева как главы государства это первая поездка на Украину. Предыдущий визит состоялся в 2004 году. Тогда он в качестве главы администрации президента сопровождал Владимира Путина в Киеве – тот ездил поддержать Януковича в предвыборной борьбе с Виктором Ющенко.
«Я сегодня приземлился в Харькове и поймал себя на мысли, что практически пять лет не был у вас в гостях», -- углубился в воспоминания Медведев. Но тут же напомнил, что встречается с Януковичем «не только потому, что мы соскучились, но и потому, что это нужно для дела».
К делам президенты России и Украины перешли быстро. После их встречи стало известно: подписано соглашение по Черноморскому флоту, которое предусматривает продление срока пребывания российских моряков в Крыму еще на 25 лет. Предыдущий договор был подписан в 1997 году, срок его действия истекает в 2017 году. Так что если Верховная рада Украины и Госдума России ратифицируют соглашение, то Черноморский флот будет базироваться в Крыму до 2042 года.
Одновременно с подписанием этого договора Россия согласилась снизить цену на газ для Украины на 30%. Дмитрий Медведев успел пояснить журналистам, что если в соответствии с определенной формулой цена на газ превысит $330 за кубометр (а, по мнению экспертов, цена будет примерно такой), скидка составит $100.
«Газпром» подписал еще и дополнения к газовому контракту, согласно которым отменяются штрафы за закупку газа в меньшем количестве, чем прописано в договоре. В 2009 году Украина закупила 33 млрд кубометров газа вместо 40 млрд и должна была уплатить штраф. Но тогда Россия отказалась от причитающихся уплат после встречи Владимира Путина с Юлией Тимошенко. Теперь штрафы отменены окончательно.
Реакция
Размен между двумя странами, благодаря которому Россия получила возможность сохранить базу в Крыму, а Украина добилась существенных скидок на газ, вызвал противоположную реакцию в обеих странах. «Безусловно, эти договоренности можно считать прорывом в отношениях наших стран», -- заявил Infox.ru член комитета Совета федерации по международным делам Вадим Густов. Точно так же прокомментировал договоренности и глава Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов.
На Украине подпись Януковича под договоренностью о Черноморском флоте вызвала бурю негодования. Сторонники Виктора Ющенко уже пообещали новому главе государства импичмент, экс-премьер Юлия Тимошенко назвала договор антиконституционным и объявила о намерении созвать внеочередную сессию Верховной рады (при том, что сама «оранжевая принцесса» депутатом не является), бывший глава секретариата президента, ныне лидер партии «Единый центр» Виктор Балога заявил, что Янукович «фактически начал процесс сдачи Крыма Российской Федерации», а депутат Арсений Яценюк назвал договоренности «произволом».
Новые трудности Украины
«Януковичу будет сложно провести этот договор через Верховную раду, -- обещал в интервью Infox.ru депутат Верховной рады от Блока Юлии Тимошенко Игорь Гринив. – Мы будем отстаивать другую точку зрения, и в результате опять произойдут усложнения во внутриполитической обстановке в Украине. Украинцы будут еще больше воспринимать Россию как врага, так что и в межгосударственных отношениях договоренности пойдут во вред».
Впрочем, в Верховной раде Украины большинство сейчас принадлежит пропрезидентским силам – в правящую коалицию входят Партия регионов (которая и выдвигала Януковича на пост президента), Коммунистическая партия Украины и Блок Литвина. Владимир Литвин положительно отреагировал на заключенные в среду соглашения. «Я надеюсь, что украинско-российские договоренности будут выгодны обеим странам», -- заявил лидер блока и спикер парламента.
«Думаю, что действующее большинство сможет ратифицировать договор. Вопрос, правда, в поведении оппозиции, насколько она будет действовать агрессивно. От степени их истеричности и будет зависеть, когда парламент будет голосовать по поводу Черноморского флота», -- заявил Infox.ru директор украинского Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев.
Помимо реакции оппозиции, проблема состоит и в невозможности предсказать поведение членов правящей коалиции. Для ее создания соратникам Януковича пришлось внести изменения в законодательство Украины, которые разрешили входить в коалицию независимым депутатам, – без них коалиция не насчитывала большинства. Так что точно предсказать, каков может быть результат голосования, пока не берется никто.
Правда, по словам политолога Алексея Власова, чтобы договор вступил в действие в 2017 году, ратифицировать его сейчас необходимости нет. «Это нужно будет сделать до 2015 года», -- заявил он и отметил, что предугадать, как изменится состав Верховной рады к этому времени, невозможно.
Именно поэтому некоторые российские политики предлагают действовать спешно, пока на Украине сохраняется нынешнее парламентское большинство. «России надо действовать очень решительно и быстро. Тогда будет результат, иначе все может измениться», -- считает сенатор Вадим Густов.
Кому лучше
Основные споры на Украине по поводу договоров заключаются в том, кто в результате выиграл, а кто проиграл. «Украинцам кажется, что выиграли россияне. Ведь Янукович пророссийский политик», -- объяснил депутат от Блока Тимошенко Игорь Гринив.
В России с такой позицией не согласны. «Это непрозрачная сделка. Просчитать, кто выиграл, а кто проиграл, невозможно. В БЮТе совершенно не правы, когда так говорят. Договор выгоден каждому по-своему», -- считает Алексей Власов.
Многие эксперты напоминают, что Украине было крайне важно снизить цену на газ – иначе правительство не могло бы составить бюджет в соответствии с требованиями МВФ. «Безусловно, тяжелая экономическая ситуация была определяющим фактором при заключении договоренностей для украинского руководства», -- объясняет Андрей Ермолаев.