На теракты в московском метро в течение понедельника успели отреагировать почти все: правящий тандем, участники которого задавали Юрию Лужкову одни и те же вопросы, оппозиция, которая потребовала отставки этого тандема, «Единая Россия», которая в ответ сравнила оппозицию с террористами, и наконец, блогеры, которых удивила реакция каждой стороны.
Люди и оборотни
Теракты в Москве не случались уже давно, но похоже, москвичи от них не успели отвыкнуть. Во всяком случае, рядовые жители столицы отреагировали на трагические события лишь временным отказом от поездок на метро: уже вскоре после терактов на многих ветках пассажиры ехали в свободных вагонах. Таксисты же немедленно повысили цены на проезд в районах трагических событий в несколько раз: поездка от метро «Фрунзенская» до «Спортивной», по описаниям очевидцев, стоила не менее 1,5 тыс. руб., а уже непосредственно от «Парка культуры», где произошел взрыв, обходилась в 3 тыс.
Сотрудники органов правопорядка в некоторых случаях, правда, вели себя немногим лучше. По описаниям журналиста Павла Шеремета, некоторые милиционеры во время событий даже решили заработать денег. «Город на половину был парализован, милиция вся в мыле. И тут -- два «оборотня», переодетые в форму сотрудников ГИБДД. Примерно в 10.45, в самый разгар паники и заторов на дорогах, два сотрудника ГИБДД устроили засаду на Ленинградке в область, недалеко от метро «Аэропорт», как раз на вылете из тоннеля. Стоят два «оборотня» и ловят всех на скорость на маленький прибор. Когда ловят без видеофиксации, это почти всегда зарабатывание денег на пропитание. В столице террористическая атака, а один патруль ГИБДД на машине занимается сбором денег с населения вместо того, чтобы помогать разгребать пробки», -- написал журналист в своем блоге.
Тандемные совещания
Милиционеров никто ругать не стал, зато на действия завысивших цены таксистов отреагировал глава правительства Владимир Путин лично. Он обратился к водителям с призывом «не пользоваться этой ситуацией» . Между тем сам премьер после терактов прервал визит в Красноярск, где проходила окружная конференция «Единой России». Вначале он провел видеоконференцию с Москвой, на которой заслушал доклады чиновников, после чего сам отправился в столицу.
Дмитрий Медведев серьезно график не менял, но тоже провел в первой половине дня совещание, на котором выслушал доклады силовиков и сказал, что «линия на подавление террора в нашей стране и борьбу с терроризмом будет продолжена».
Мероприятия обоих правителей страны дали блогерам большую пищу для сарказма. «27 (!!!) минут вынужден был лицезреть сначала совещание у Медведева, а потом видеоконференцию Путина. Причем с участием одних и тех же персон, говоривших одно и то же. «Юрий Михайлович, в какие больницы повезли пострадавших?» -- спросил Медведев. «Юрий Михайлович, в какие больницы повезли пострадавших?» -- спросил Путин. И Лужков дважды в течение одного выпуска новостей говорил одну и ту же жвачку. Аналогично Шойгу и другие», -- записал у себя в блоге журналист и писатель Андрей Мальгин.
Партийные склоки
Возмущенные очередным терактом представители внесистемной оппозиции потребовали отставки руководства страны. Так, один из лидеров «Солидарности» Илья Яшин заявил, что Медведев должен уволить главу правительства Владимира Путина, но, поскольку на такое действие у Медведева «кишка тонка», постов, по мнению Яшина, должны лишиться директор ФСБ Александр Бортников, глава МВД Рашид Нургалиев и руководитель столичного ГУВД Владимир Колокольцев (к слову, недавно назначенный). Свои требования Яшин сопроводил вывешенными в блоге красочными фотографиями «виновников» теракта.
Максим Кононенко немедленно отреагировал на этот пост записью в своем «ЖЖ», в котором потребовал отставки Господа Бога, но, так как «понятно, что снять Бога с должности Богу, скорее всего, не захочется», потребовал отставки трех архангелов -- Михаила, Рафаила и Гавриила. Свой пост Кононенко также сопроводил красочными изображениями святых посланцев.
Партия власти в ответ обрушилась вовсе не на блогера Кононенко, а на саму оппозицию. Вначале координатор Государственно-патриотического клуба «Единой России» депутат Ирина Яровая фактически заявила, что в терактах виноваты все не согласные с их политикой партии: «Попытки раскачивания политической ситуации, нагнетания в обществе негативных настроений -- это в конце концов приводит и к таким трагическим последствиям, -- заявила она. -- Как мне представляется, своими действиями террористы дали оценку тому негативу, который в последнее время распространяется в политическом пространстве страны».
Позже к ней присоединился вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин, который был так возмущен требованиями об отставке членов правительства, что сделал заявление, которое в рассылке для журналистов было озаглавлено: «Оппозиция может дестабилизировать ситуацию не хуже террористов». «Как известно, цель террористов -- дестабилизировать ситуацию, запугать людей. Но и призывы к смене власти, звучащие с трибун некоторых оппозиционных митингов, также могут раскачать лодку государственной стабильности и ввергнуть страну в политический хаос», -- сравнил единоросс оппозиционеров с террористами.
Кровь на 31 марта
В остальном оппозиция не давала поводов к негодованию властей. Например, правозащитница Людмила Алексеева уже заявила, что не пойдет на протестный митинг на Триумфальной площади, намеченный на 31 марта и ставший уже традиционным для этой даты. А вот молодежное крыло «Единой России» («Молодая гвардия «Единой России») намеченную на те же день и место акцию отменять не стала. Правда, официально ее переименовали со «Дня поколения» в «Поколение против террора» с возможностью сдать кровь для жертв трагических событий 29 марта.