В среду генпрокурор Юрий Чайка поделится с депутатами опытом борьбы с коррупцией. Дума готова к тому, что довести эту борьбу до уровня общегосударственной будет непросто.
После того как Дмитрий Медведев представил свой антикоррупционный план, тема крестового похода на взяточников стала одной из самых популярных (уступая, пожалуй, только финансовому кризису). Депутаты взяли обязательство принять весь пакет законопроектов до конца года. Первое чтение запланировано на ноябрь--начало декабря. Общее одобрение депутаты уже высказали, но это не более чем признание необходимости системной антикоррупционной программы. По конкретным же пунктам президентской инициативы споры не утихают как внутри депутатского корпуса, так и в обществе.
Дума дорабатывает
Заместитель председателя комитета по безопасности Геннадий Гудков не исключает, что действительно нужное дело может переродиться в обычную компанейщину. Чиновники без боя не сдадутся, так что следует настраиваться на борьбу. Одну победу Гудков уже записал на счет своих однопартийцев: с подачи «Справедливой России» в президентском законопроекте появилось понятие парламентского и общественного контроля. В этом вопросе «партийное авторство» не принципиально, главное, чтоб работало, говорит депутат. Комитет сейчас разрабатывает процедуру осуществления парламентского контроля. Геннадий Гудков приводит пример Германии -- там работает около 90 постоянно действующих парламентских комиссий, инспектирующих самые разные направления деятельности государственных органов власти. Для большей объективности нередко эти комиссии возглавляют представители оппозиции. Круг полномочий парламентских комиссий весьма широк: они имеют право вызвать на ковер чиновника любого уровня, запросить любую необходимую информацию из любых источников. Если подобные механизмы заработают и в России, это станет настоящим прорывом, считает Гудков.
Но потенциально хороший план по борьбе с коррупцией еще нуждается в целом ряде доработок. Причем на то, что именно предстоит корректировать, есть разные точки зрения. Гудков, как и многие другие эксперты, считает, что нужно расширять понятие «члены семьи госслужащего». В подтверждение своей позиции приводит пример: «Есть в одном подмосковном городке мэр -- ничего не брал, ничего не имел. Зато тесть его ежемесячно переводил на свой пенсионный счет от 6 до 50 миллионов. Я сам видел эти документы». В то же время зампредседателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному праву Андрей Назаров рассматривает тот же пункт с другой стороны. Чиновник – тоже человек, а главное, гражданин со всеми причитающимися ему Конституцией правами и свободами. Декларировать доходы всех родственников до седьмого колена – перебор. Комитет Назарова как раз занимается проверкой положений антикоррупционных законов на предмет соответствия главному закону страны.
Регионы тоже
Пока депутаты готовят федеральный план по противодействию коррупции к рассмотрению в Думе, в регионах уже подхватили инициативу. В сентябре по всей России принимались свои антикоррупционные законы, создавались комитеты по борьбе с коррупцией, проводились совещания и прочие мероприятия на заданную тему. Уральские правоохранители запланировали спецпроверки законности использования госимущества и исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе. Омский горсовет принял решение создать рабочую группу по противодействию коррупции, приоритетами определил здравоохранение и образование. Торгово-промышленная палата Саратовской области объявила конкурс «Приведи закон в порядок». Его цель – внедрить в практику муниципального нормотворчества процедуру антикоррупционных экспертиз.
Ведомства начеку
До 1 октября всем министерствам и ведомствам также было предписано разработать свои программы. Они получились похожими. Если обобщить, то все конкретные меры сводятся к двум основным задачам. Первое: устранить или свести к минимуму саму возможность для злоупотреблений. Второе: там, где потенциальную возможность устранить не удается, ужесточить контроль.
Из мер первого порядка: определить стандарты госуслуг и регламенты исполнения чиновниками своих функций (это должно обеспечить максимальную прозрачность работы ведомства и процедуры прохождения документов); реализовать коллегиальность принятия решений, открытость и публичность всех актов, связанных с закупками, заказами, торгами; проводить экспертизы «коррупциоемкости» принимаемых законов и нормативных актов; свести личные контакты чиновника и гражданина до минимума за счет электронного документооборота.
Меры контроля: формирование комиссий, следящих за соблюдением требований к служебному поведению госслужащих, мониторинг имущества госслужащего и его семьи, оснащение видеокамерами мест приема граждан. Среди похожих формулировок попадаются весьма яркие. Так, особое рвение проявил Минюст. Там решили прямо в штатном расписании определить неблагонадежных. В плане ведомства значится: «Утверждение перечня коррупциогенных должностей, а также примерных перечней коррупциогенных действий и проявлений…».
Первые результаты
Начальник управления контроля органов власти Федеральной антимонопольной службы Людмила Солонцова делится своим опытом -- ФАС уже третий год применяет свой ведомственный план по борьбе с коррупцией. По словам Солонцовой, усиление контроля сотрудниками ФАС было воспринято с пониманием: чиновник тем и отличается от обычных людей, что ему запрещено все, что не разрешено. Но немного доброжелательности со стороны населения пошло бы только на пользу, говорит Солонцова. «Поверьте, не все чиновники воры и плуты. Уверена, большинство моих коллег -- честные и порядочные люди. И совсем не дармоеды, как это принято считать. К слову, очередей на наши вакансии не выстраивается. Если мы хотим победить коррупцию, то нужно менять отношение. Слово «чиновник» стало ругательством. Это несправедливо», -- отметила представитель ФАС.