Во вторник Хамовнический суд попытался перейти на новую стадию рассмотрения дела Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Но после нескольких перепалок между судьей и обвинением выяснилось, что сделать это невозможно. Прокуроры затянули рассмотрение изучением ходатайств защиты, а сама защита – многочисленными напоминаниями о свидетелях и запросах. Зато потерпевшие порадовали суд – они, по выражению адвокатов бывших руководителей ЮКОСа, рассосались.
Во время заседания защита Михаила Ходорковского и Платона Лебедева сообщила, что завершила представление доказательств. Впрочем, перейти к следующей стадии рассмотрения дела Хамовнический суд не смог.
«В организационном плане мы хотим обратить внимание суда на ряд нюансов, которые нас беспокоят. У нас остался ряд нерассмотренных ходатайств», -- заявил адвокат обвиняемых Константин Ривкин. «Там не ряд, там много ходатайств!» -- недовольно подтвердил судья Виктор Данилкин. Он напомнил, что не может перейти к стадии дополнения, пока не будут разрешены ходатайства. «Давайте определимся», -- обратился судья к обвинителям, которым требовалось время на изучение всех ходатайств.
В ответ прокурор Вячеслав Смирнов сообщил, что будет готов огласить некоторые возражения «завтра во второй половине дня». «Послушайте, а что мы будем делать до второй половины дня? Ждать и не переходить к стадии дополнений?» — раздраженно спросил судья. «На стадии дополнений у нас тоже будут свои ходатайства», — обнадежил присутствующих Смирнов, но на вопрос так и не ответил. «Когда вы сможете ответить на ходатайства?» – недовольно повторил вопрос Данилкин. «Во второй половине дня!», — невозмутимо подтвердил Смирнов. В конце концов, после длительных торгов между судьей и прокурором был найден компромисс – обвинение выскажется по ходатайствам в 12 часов дня.
Однако адвокат Ривкин продолжил напоминать о том, что еще не сделано. «Платон Леонидович Лебедев в процессе дачи показаний заявлял ходатайство о вызове свидетеля Турчиной (Ирина Турчина, аудитор «ПрайсвотерхаусКуперс», -- Infox.ru)», - заявил он. «Да, действительно, как-то забыли…», — опять был вынужден согласиться судья.
«Судом направлялись запросы в дочерние предприятия относительно истребования информации, связанной с определенными позициями отчетов о прибылях и убытках», — продолжал Ривкин. «Мы дважды продублировали указанные запросы, сейчас свяжемся по телефону, попытаемся уточнить», — пообещал Данилкин.
Тогда адвокат напомнил, что есть и еще неисполненные судебные решения – запрос в Симоновский суд об истребовании определения о прекращении дела в отношении Алексаняна. Про Алексаняна Данилкин уже ничего не стал уточнять, зато сообщил, что в Хамовнический суд в ответ на запрос поступило решение Арбитражного суда города Москвы.
Наконец, Константин Ривкин напомнил о решениях суда по вызову свидетелей, в том числе недавно снятого с поста главы «Роснефти» Сергея Богданчикова. «Богданчиков уже не может быть допрошен, потому что там новый в «Роснефти»…боюсь ошибиться с фамилией», — замялся судья.
На этом список претензий защиты был исчерпан, и суд перешел к вопросу о пострадавших от деятельности ЮКОСа. Выяснилось, что один из потерпевших уволился два дня назад, а еще чья-то участь не вполне ясна до сих пор. Например, по поводу представителя «Томскнефти» Андрея Пятикопова Виктор Данилкин заявил, что «у Пятикопова нет сейчас доверенности представлять интересы той организации, которую он представлял».
«В общем, все потерпевшие у нас рассосались», — констатировал адвокат. «Выбирайте выражения!», — немедленно огрызнулся прокурор Валерий Лахтин. «Вы потерпевших выбирайте!» — посоветовал в ответ Вадим Клювгант. «Слово «рассосались» самое вежливое из всех возможных», — добавил Михаил Ходорковский.