В Судане до сих пор не удалось найти пропавшего во вторник летчика-россиянина. Сотрудники ООН заявляют, что его избили и оставили на месте вынужденной посадки вертолета. Ранее компания «ЮТэйр», которой принадлежит задержанный суданскими военными Ми-8, сообщила, что экипаж вернулся на базу в Нияле и что пострадавших среди его членов нет. Становятся известны новые обстоятельства полета: как выяснилось, на борту находились повстанцы, направлявшиеся на переговоры с властями. По одной из версий, российского пилота захватили представители проправительственного ополчения, требующие выплаты зарплаты.
Пилот российского вертолета, задержанного суданскими военными накануне, по-прежнему числится пропавшим. Сразу после посадки его избили. Заодно с россиянином пострадали и находившиеся на борту пассажиры-суданцы, сообщает Reuters.
«Мы глубоко обеспокоены его судьбой. Миссия ООН вместе с представителями властей Судана ведут его поиски», -- заявил представитель организации Мартин Несирский.
В истории пропавшего в Дарфуре Ми-8 российской компании «ЮТэйр» остаются белые пятна. Во вторник МИД России сообщил, что вертолет, на борту которого находились четверо россиян – членов экипажа и пятеро пассажиров – суданцев, был захвачен мятежниками. Ми-8 выполнял полет в рамках задания ООН, его цель не уточнялась. Позднее представители международной организации заявили, что пропавшие найдены и им ничего не угрожает. Сотрудник российского посольства в Хартуме рассказал, что требования о выкупе к ним не поступали, и на этом основании предположил, что летчики могли просто сбиться с пути.
Вечером во вторник «ЮТэйр» распространила сообщение, в котором говорилось, что вертолет задержали представители суданских властей и что он уже вернулся на базу. Согласно этой версии, инцидент произошел при посадке на одном из промежуточных аэродромов. Члены экипажа не пострадали, говорилось в сообщении компании.
Но представители ООН утверждают, что остается неизвестной судьба командира Ми-8. Несирский уточнил обстоятельства происшедшего. В миссии считают, что летчики сбились с курса из-за плохой погоды и оказались в зоне, где полеты запрещены. Заметившие изменение курса военные потребовали приземлиться, задержали экипаж и пассажиров и доставили всех, за исключением одного из россиян, в свой лагерь. Сразу после посадки командир экипажа и трое пассажиров были избиты. В ООН не спешат возлагать вину на суданских военных, с которыми у миссии и так натянутые отношения, и призывают подождать до выяснения всех обстоятельств.
Председатель комитета Совета федерации по международным делам, спецпредставитель президента по Судану Михаил Маргелов сообщил, что летчики имели дело не с армией Судана, а с проправительственным ополчением – так называемыми джанджавидами. Они и удерживают пилота Евгения Мостовщикова из Тюмени, требуя выдать им зарплату, которую чиновники из Хартума не выплачивают уже несколько месяцев. Речь идет о десятках тысяч долларов, что составляет подъемную для Судана сумму, добавил Маргелов, сообщает «Коммерсантъ».
Суданские пассажиры, как выяснилось, являются представителями повстанческого движения «Свобода и справедливость», с которым на прошлой неделе правительство страны подписало перемирие. Ми-8 вез их на новые переговоры с чиновниками из Хартума.
Повстанческое движение «Свобода и справедливость» образовалось в этом году и практически не располагает влиянием и вооруженной поддержкой в Дарфуре. Основными силами здесь остаются движение «Справедливость и равенство» и «Армия освобождения Судана». Правительство пыталось вести переговоры и с ними, но эти попытки провалились.
Согласно версии ООН, с начала конфликта в Дарфуре в 2003 году погибли 300 тыс. человек, правительство заявляет о десяти тысячах.